Буддийский первосвященник умеет понравиться окружающим. Фото Reuters
Далай-лама встретился в своей резиденции в Индии с российскими журналистами. Он рассказал «НГ» о малоизвестном обещании Дэн Сяопина. Китайский руководитель в 70-х годах обещал лидеру тибетцев, что любой вопрос, кроме независимости Тибета, может обсуждаться. Далай-лама предложил переговоры об автономии. Но впоследствии китайское руководство назвало его раскольником и отказалось от обещания Дэна. Тем не менее контакты с Пекином продолжаются. В связи с переменами в КНР Далай-лама не исключает договоренности.
Пресс-конференции предшествовала встреча первосвященника с тибетцами, совершившими тяжкий переход через Гималаи, в обход пограничников, чтобы получить его благословение. Лица паломников было запрещено фотографировать, иначе их ждет тюрьма по возвращении.
Далай-лама поблагодарил пилигримов за стойкость и призвал хранить верность национальной культуре, языку и религии. Однако вера, как учил Будда, не должна быть слепой. Нужно идти в ногу с достижениями науки, учиться. Только тогда тибетцы смогут получать выгоды от экономических успехов Китая.
Пекин выкачивает природные ресурсы из Тибета. Тем не менее Далай-лама не призывал соотечественников к сопротивлению. Требование независимости было бы нереалистично. Чем больше популярность буддизма будет расти в мире, тем сильнее будет давление мировой общественности на Пекин. Нужно изучать свою веру, а не только молиться. Тибетское правительство в изгнании будет делать все, что может, чтобы помочь тем, кто страдает под гнетом китайского правительства.
Отвечая на вопрос корреспондента «НГ», первосвященник сказал, что в 70-х годах его принял архитектор китайских реформ Дэн Сяопин. Он сказал, что предметом переговоров может быть все, кроме независимости. «Я полагал, что если Китай даст нам возможность сохранить культуру и буддизм, то Тибет сумеет получить материальные выгоды, оставаясь в составе КНР. Но впоследствии в связи с разгромом демократического движения на площади Тяньаньмэнь позиция КНР ужесточилась. Китайские чиновники стали называть меня раскольником и даже дьяволом». Тем не менее при председателе КНР Цзян Цзэмине переговоры между китайскими чиновниками и посланцами Далай-ламы возобновились. Прошло уже более восьми туров переговоров. После потрясений в Тибете в 2008 году председатель КНР Ху Цзиньтао сказал, что планирует встречу с представителями тибетского правительства в изгнании. Но она не состоялась.
И все же надежда на договоренность сохраняется. Через несколько лет в Пекине сменится руководство. И оно может подойти к переговорам иначе. Тем более что премьер-министр КНР Вэнь Цзябао говорил о необходимости политических реформ.
Еще один позитивный момент – возрождение буддизма в Китае. Там сейчас насчитывается 200 млн. буддистов. В Дхарамсалу, где живет духовный лидер тибетцев, приезжает много китайцев, которые хотят услышать его проповеди. Они убеждаются, что средний путь, за который он ратует, соответствует нормам морали и буддистского учения, а цензура, тотальный контроль, которые практикует Пекин, аморальны.
Далай-лама замечательный оратор. Он не раз вызывал смех аудитории, то изображая себя в виде черта, то вспоминая вопрос итальянской журналистки, спросившей, может ли следующий Далай-лама быть женщиной. Вполне может быть, сказал он. Первосвященнику 75 лет. И, конечно, тибетцы беспокоятся, что случится, когда он уйдет в мир иной. Далай-лама готовит верующих к этому событию. Институт Далай-ламы существует несколько столетий, а буддизм зародился намного раньше. Все будет зависеть от воли тибетцев. Тибетские эмигранты, живущие не только в Индии, но и в других странах, создали свои демократические институты, сейчас снова готовятся провести выборы в парламент. В Индии предвыборная кампания идет гладко, а вот в соседних Непале и Бутане под давлением Пекина предвыборные процедуры затруднены. Тем не менее именно избранным представителям тибетцев предстоит решить, как быть с институтом Далай-ламы.
Сам первосвященник говорит, что находится наполовину в отставке. Тем не менее, поскольку 98% соотечественников доверяют своему лидеру, он чувствует огромную ответственность перед ними. Я спросил: а что будет, если Китай назначит своего Далай-ламу? Ничего страшного не произойдет, с улыбкой ответил оратор. Возможно, будут два Далай-ламы.
Нынешний лидер тибетцев получает много приглашений от российских буддистов. Он тепло вспоминает о визите в СССР в 1979 году, затем о поездках к нам при президенте Борисе Ельцине. Но в последний раз он совершил краткий пастырский визит в Калмыкию. С тех пор пообщаться в России с единоверцами не удается. Почему? «Вам, россиянам, лучше это известно», – заключил лауреат Нобелевской премии мира.
Дхарамсала (Индия)