Президент Афганистана и чиновники НАТО провели встречу с «командиром № 2» движения талибов. Но впоследствии выяснилось, что «командир» был на самом деле мелким лавочником. Инцидент показал хрупкость переговорного процесса, инициированного Кабулом. Представители коалиции подозревают, что эту операцию провела пакистанская разведка.
Обман – оружие шпиона. Кто-кто, а агенты ЦРУ, их коллеги в НАТО давно и не без успеха применяют его в афганской войне. И все же сами стали то ли жертвой розыгрыша, то ли интриги конкурирующей спецслужбы Пакистана.
Человек, живущий в городе Кветта в Пакистане, где почти открыто действует шура (совет) «Талибана», назвал себя Ахтаром Мохаммадом Мансуром, командиром талибов, и вступил в контакт с представителями афганского правительства и НАТО. Мансур личность известная. Он занимает второе по рангу положение в иерархии боевиков после Муллы Омара. Советники президента Афганистана Хамида Карзая и их опекуны из антитеррористической коалиции сочли, что с деятелем такого масштаба стоит вступить в переговоры.
Мансура доставили на британском военном самолете в Кабул. В последние месяцы он дважды встречался с Карзаем и его сотрудниками, сообщает Washington Post.
Но после того как другие афганские чиновники, знающие лидера боевиков, познакомились с его фотографиями, они пришли к выводу, что это самозванец.
На самом деле этот человек – всего лишь мелкий лавочник из пакистанского города Кветта.
Дерзкий розыгрыш крепко озадачил тех чиновников и разведчиков в коалиции и правительстве Афганистана, кто пытается наладить процесс переговоров с врагом. Эпизод показал им, сколь трудно на пути к примирению установить, имеешь ли дело с настоящим талибом или мошенником.
Афганцы не знают, что подвигло этого человека выдать себя за члена шуры. Некоторые предполагают, что его послала пакистанская разведка ISI. Она хотела провести зондаж афганского правительства, узнать, что оно предлагает повстанцам. Но есть и другая версия. Торговца послал кто-то из командиров боевиков с целью выяснить, сколько заплатят, если он перейдет на сторону властей. Американские чиновники говорят, что примерно 40% людей, которые сдаются правительству, в действительности не являются боевиками. Они хотят получить вознаграждение или протекцию.
Американские и афганские чиновники убеждены, что Пакистан предоставляет убежище многим лидерам талибов, в частности членам шуры Кветты. Что касается вышеупомянутого Мансура, то он стал фигурой № 2 в вооруженной оппозиции после того, как пакистанцы арестовали его предшественника – некоего Гхани Барадара. В Кабуле считают, что Барадара взяли за то, что он вступил в контакт с афганским правительством без согласия ISI.
В беседе с «НГ» Вячеслав Некрасов, ответственный секретарь Совета Федерации РФ по сотрудничеству с Национальным собранием Афганистана, сказал, что инцидент, о котором пишет американская газета, вполне мог случиться: «Сами руководители талибов не хотят рисковать. Ведь на Востоке нередко убивают парламентеров. Поскольку силовое давление на талибов нарастает, не исключено, что кто-то из них склоняется к договоренности. Так могла возникнуть фигура «лавочника». Но следует иметь в виду, что позиции воюющих сторон остаются непримиримыми. Кабул говорит, что примирение возможно, только если талибы признают Конституцию Афганистана. А талибы ставят условием для начала переговоров вывод иностранных войск из Афганистана».