Президенты встретились в Кремле.
Фото с сайта www.kremlin.ru
В России с трехдневным официальным визитом находится президент Словении Данило ТЮРК. На переговорах с российским коллегой президентом Дмитрием Медведевым он обсудил инвестиционное взаимодействие двух стран в сфере ТЭКа и других областях. О перспективах российско-словенского диалога иностранный гость рассказал корреспонденту «НГ» Олесе ХАНЦЕВИЧ.
– Господин президент, какое место занимает Россия в системе приоритетов Словении?
– Очень важное. Для Словении взаимодействие с Россией имеет очень большое значение во всех измерениях – как в политическом, так и в вопросах экономического сотрудничества.
– Сегодня в России все говорят о модернизации экономики. Может ли Словения каким-нибудь образом принять участие в модернизации России?
– Конечно! Все страны Евросоюза могут и должны внести свой вклад в модернизацию России. Я считаю, что для европейских стран это не только прекрасная возможность, но и почва для конкуренции. У нас уже есть опыт сотрудничества с Россией, есть опыт ведения бизнеса, который приносит результаты. Конечно, Словения – небольшая страна, и наш вклад в модернизацию ограничивается нашими размерами. Но имеется несколько областей, в которых у нас есть преимущества. Вы будете удивлены, но в Словении очень хорошо развито производство автомобильных комплектующих, в частности автомобильной электроники. В этой связи мы добились положительных результатов сотрудничества с компанией «АвтоВАЗ» и мировыми игроками автопрома, которые развивают производство в России, например, компанией Renault. В ходе визита я собираюсь посетить Самару, где мы должны будем обсудить детали нашей кооперации. Также у нас очень хорошо развита фармацевтика – в этой области мы тоже собираемся активно сотрудничать с Россией.
– Словения участвует в строительстве газопровода «Южный поток». Как вы оцениваете ход реализации проекта?
– Мы видим значительный прогресс в строительстве «Южного потока». Словения завершила работы по анализу осуществимости проекта – этот этап мы выполнили раньше установленного срока. Но мы прекрасно понимаем, что «Южный поток» – это комплексный проект, в который вовлечен ряд государств, и его успех зависит от всех участников, например, от Болгарии, которая совсем недавно (15 ноября) подписала с Россией соглашение о создании СП. «Южный поток» – это важный стратегический проект как для России, так и для Европы. Мы не видим противоречия между «Южным потоком» и Nabucco. Оба газопровода должны восприниматься Европой, Россией и другими участниками как новые достижения.
– Словения была первой республикой, вышедшей из состава Югославии в 1991 году. Можете ли вы сказать, что сегодня, спустя 20 лет, ситуация на Балканском полуострове стабилизировалась?
– Я считаю, что ситуация на Балканах сейчас относительно стабильна, хотя еще остаются проблемы, которые предстоит решить. Первая связана с Боснией и Герцеговиной, в которой только что прошли выборы. Словения надеется, что ускорение реформ в этой стране позволит ей приблизиться к вступлению в Евросоюз, так как раньше из-за сложного устройства Конституции в Боснии сближение с ЕС было очень медленным. И второй момент – это Косово и Сербия. Я считаю, что между Приштиной и Белградом достигнут существенный прогресс, но необходимы переговоры на высшем уровне. Мы убеждены, что в данном случае ЕС должен лидировать в этом переговорном процессе. Словения поможет со своей стороны, но инициатива должна исходить от ЕС.
– Какие преграды, на ваш взгляд, стоят на пути отмены визового режима между ЕС и Россией? Через сколько лет вы можете прогнозировать отмену виз?
– Отмене виз мешают проблемы двух видов: технические, связанные с юридической стороной вопроса, принципом взаимности, и ментальные – это более фундаментальная причина. Люди не привыкли к идее отмены виз с Россией. И, на мой взгляд, это нонсенс! Я считаю, что мы должны двигаться в сторону либерализации визового режима, я давно выступаю за полную отмену виз с Россией. Мы должны обеспечить людям свободу передвижения – это право любого человека и гражданина. Я не знаю, сколько времени займет процесс отмены виз, но это неизбежно. Мы уже видим на примере Польши и Калининградской области, что это возможно, хотя еще несколько лет назад это было немыслимо.
Я каждый раз не устаю повторять, что отмена виз имеет принципиальное значение. Евросоюзу и России необходимы гуманитарная база для сближения, человеческое измерение отношений. Мы обязаны разрешить людям по обе стороны границы общаться напрямую: студентам, бизнесменам, журналистам, преподавателям, туристам. Это же тысячи, миллионы людей.
– Вы познакомились с президентом Дмитрием Медведевым на памятном футбольном матче. Победа Словении как-то повлияла на двусторонние отношения с Россией?
– Не думаю. Но это была очень приятная первая встреча, которая прошла в очень дружественной атмосфере. Конечно, я был очень рад тому, что Словения победила, и очень бы расстроился, если бы выиграла Россия. И я, и президент Медведев любим футбол, но футбол – не единственная вещь на Земле. У нас был очень долгий и интересный разговор: о Европе, о том, что необходимо изменить в Европе, о законодательстве и т.д. На меня произвели очень большое впечатление приверженность Медведева верховенству закона, его желание изменить законодательство. Мы оба юристы, так что для нас это очень важно. Словения и Россия во многом очень похожие страны. Словения, как и Россия, находится в переходном периоде, в развитии. Разумеется, Словенией легче управлять, но у нас есть очень похожие проблемы, и здесь мы можем делиться друг с другом опытом.
– Россияне любят отдыхать в соседней Хорватии, активно скупают недвижимость в Черногории, Словения же пока не так хорошо знакома российскому туристу. Планируете ли вы привлекать россиян в Словению и какими средствами?
– Такое туристское направление, как Словения, хорошо известно в России, к нам приезжает очень много российских туристов. Отдых у нас отличается от Черногории и Хорватии. Я бы выделил два вида отдыха, на мой взгляд, наиболее привлекательных для русских. Первый – это «здоровый» туризм. У нас очень хорошо развиты СПА и оздоровительные центры, у нас можно комбинировать оздоровление и туризм. Русские – уже самая многочисленная группа на наших СПА-курортах после итальянцев. Второй вид отдыха – это горнолыжные курорты. И я уверен, что туристские перспективы Словении очень хорошие, несмотря на то что у нас не очень длинная береговая линия и не такие большие возможности для пляжного отдыха.