Под девизом «Вместе за сильную Германию» вчера в Карлсруэ завершился 23-й съезд Христианско-демократического союза. Он показал, что, несмотря на серьезную потерю авторитета правящей партии, бундесканцлерин Ангела Меркель остается ее бесспорным лидером. Съезд в шестой раз (начиная с 2000 года) избрал ее председателем ХДС. Безальтернативная кандидатура Меркель была поддержана в понедельник 90,4% голосов.
Съезд в Карлсруэ отчасти напоминал предвыборный митинг. Речь Меркель прерывалась аплодисментами более 90 раз. А в заключение 1000 делегатов целых десять минут стоя приветствовали ее «бурными аплодисментами, переходящими в овацию». В съездовском докладе канцлерин не стала анализировать деятельность черно-желтой коалиции, элегантно отметив лишь ее «не всегда удачный стиль».
Разумеется, она изложила позиции партии в преодолении кризиса, вопросах внутренней безопасности, интеграции, образования, демографии и т.д. В проблемы внешней политики, отношений в евро-атлантическом пространстве или с Россией доклад вообще не вдавался. Европейская тема рассматривалась преимущественно в ракурсе ЕС. Подчеркивалась необходимость обеспечения стабильности европейской валюты. Как сказала Меркель, «если рухнет евро, рухнет и Европа». Все эти положения нашли отражение в принятой вчера съездом резолюции «Ответственность за будущее».
Практически это «будущее» сведено к конкретной задаче выиграть в 2011 году выборы в шести федеральных землях. Судя по актуальным настроениям электората, христианским демократам грозят новые поражения. Канцлерин небывало резко критиковала главных оппонентов – зеленых, чья популярность растет из недели в неделю, и социал-демократов. Хотя ее партия «терпит» в землях коалиции и с теми и другими, Меркель заявила, что «большая коалиция» с СДПГ «не является альтернативой нашему правительству», а черно-зеленая альтернатива вообще «химера».
Это была мобилизационная речь, сопровождавшаяся многочисленными призывами к единству и сплоченности христианско-демократического лагеря как главного условия сохранения и укрепления его руководящей роли в государстве и обществе. Некоторые немецкие комментаторы увидели в этой связи «новую Меркель» – не сомневающуюся и выжидающую, как обычно, а решительную, наступательную. Под гром нескончаемых оваций канцлерин даже вывела на авансцену руководителей парторганизаций тех шести федеральных земель, где предстоят выборы.
В связи с тем, что один из бывших заместителей председателя ХДС избран главой государства, другой ушел в большой бизнес, а третий «прогорел» на выборах, съезд переформировал руководящее ядро партии. Министр образования Анетта Шаван, слывущая «лицом, особенно близким к канцлерин», в нем конечно осталась. А на освободившиеся посты съезд избрал еще двух федеральных министров: труда Урсулу фон дер Лейен и экологии Норберта Рётгена. Четвертым замом и единственным новичком в Аденауэрхаузе – главном берлинском штабе ХДС – стал только новый премьер-министр земли Гессен Фолькер Буфье.
В целом съезд в Карлсруэ прошел без сучка и задоринки. Выборы генсека партии и правления тоже прошли в соответствии с кадровыми представлениями ее лидера. Делегаты без споров одобрили реформу бундесвера, которая вопреки прежней принципиальной позиции партии предусматривает практический отказ от всеобщего призыва. За неимением большого числа выступающих обсуждение отчетного доклада съезду было свернуто раньше отведенного ему времени.
Но вот последний день съезда все-таки не обошелся без столкновения мнений и эмоциональных дебатов. Оно было вызвано необычной для политических форумов темой: допустима или нет предимплантационная диагностика (ПИД). Речь идет о репродукционной медицине и предварительной генной диагностике эмбриона на предмет обнаружения наследственных болезней.
Федеральный конституционный суд фактически разрешил это в июле с.г. По соображениям христианской морали канцлерин Ангела Меркель и генсек ХДС Герман Гроэ высказались на съезде против ПИД. А бывший генсек партии Петер Хинце вместе с министром по делам семьи Кристиной Шрёдер и другими деятелями предложили резолюцию в поддержку спорной процедуры, считая ее просто «медицинской помощью родителям», но все-таки верх с небольшим перевесом взяла Меркель. Ее поддержали 51% делегатов. Однако это противостояние едва ли отвлечет общественное внимание от острых социально-политических проблем, ответа на которые в стране ожидали от форума в Карлсруэ.