Афганская армия будет поэтапно расширять зону своей ответственности в стране.
Фото Reuters
Война в Афганистане закончится по модели, отработанной в Ираке. Американские части останутся на базах, а сражаться будут афганцы. По сведениям эксперта «НГ», НАТО согласна на расширение влияния Москвы, но денег на поставку российского оружия не дает.
Администрация президента США Барака Обамы разработала план окончания боевых операций коалиционных войск в Афганистане к 2014 году. План прекращения их участия в военных действиях разбит на этапы и рассчитан на четыре года. Он будет представлен на сессии Совета НАТО в конце этой недели в Лиссабоне.
Во многих аспектах этот документ основан на прецеденте, созданном в Ираке. Там наращивание американской группировки в 2007 году позволило коалиции во главе с США постепенно, в одном регионе за другим, передавать иракцам обязанности по поддержанию безопасности. В результате минувшим летом Обама смог вывести две трети войск США из Ирака и объявить, что американцы выполнили там свою боевую задачу.
«Ирак – это очень привлекательный пример того, как может пройти переходный период в Афганистане. Но ключевой момент – это строительство афганских вооруженных сил, которые будут способны взять на себя ведущую роль», – сказал на условиях анонимности американский чиновник газете New York Times.
Передача боевых операций в руки афганцев несет в себе значительный риск. Существует соблазн провозгласить, что афганские части готовы действовать самостоятельно, а на самом деле это не так. Поэтому темпы перехода будут зависеть от условий на местах, их не будут диктовать из Вашингтона.
Уже сейчас американское правительство выносит оценки того, какие районы могут быть переданы под контроль афганских сил безопасности. Этот процесс должен завершиться к концу 2012 года. Самые сложные территории – это Хост на востоке и Кандагар на юге.
Но даже после того, как афганские части возьмут на себя основную роль в провинциях, войска США и НАТО будут дислоцированы «за горизонтом», чтобы в случае необходимости прийти на помощь союзнику. Так что к концу 2014 года, после того как боевые части США и НАТО будут выведены, десятки тысяч солдат скорее всего останутся. Они будут продолжать обучать афганцев или оказывать другое содействие. Подобно тому, как 50 тыс. американских солдат сейчас остаются в Ираке.
Этот план, очевидно, пришелся не по вкусу президенту Афганистана Хамиду Карзаю. В интервью газете Washington Post он потребовал, чтобы американцы прекратили ночные налеты с помощью авиации, если в них не участвуют афганские военные. «Пора сократить военные операции», – заявил президент. Он призвал начать вывод иностранных войск в следующем году.
Открытая критика американской стратегии Карзаем вызвала чувство «удивления и разочарования» у командующего силами коалиции генерала Дэвида Петреуса. Он сказал помощникам Карзая, что США будут не в состоянии проводить операции, если последуют советам Карзая.
Если сопоставить нынешний план Обамы с тем, что он говорил в прошлом году, то различия бросаются в глаза. Тогда президент называл 2011 год годом начала вывода иностранных войск. Но поскольку эти заявления создали впечатление в странах Азии, что Америка спешит поскорее уйти, возникла необходимость внести коррективы в стратегию.
Насколько реален план применения иракского опыта в Афганистане? С этим вопросом мы обратились к заведующему сектором Афганистана Института востоковедения РАН Виктору Коргуну. «План этот мало реалистичен. Процесс передачи власти афганцам в одной провинции за другой растянется более чем на три года. Это комплексный процесс. Во-первых, США имеют дело с коалицией. Нужно будет договариваться, кто уходит, кто остается. Во-вторых, сейчас идут консультации афганских властей с талибами. Сроки вывода иностранных войск зависят от исхода этих переговоров», – заметил Виктор Коргун.
Отвечая на вопрос, как повлияет изменение стратегии НАТО на Россию, эксперт сказал: «У России появится возможность увеличить свое влияние в Афганистане. Будет больше возможностей противостоять наркотрафику, проникновению экстремистских группировок в Центральную Азию. США стремятся к более тесному сотрудничеству с Россией. В этом я убедился, участвуя недавно в беседах в Москве с группой американских политиков и экспертов, среди которых находился бывший посол США в России Томас Пикеринг.
Уже есть договоренность, что мы будем готовить пилотов и представителей других военных специальностей. Но на территории России. Российское военное вмешательство в Афганистане исключено. Об этом ясно заявило наше руководство.
Остается нерешенным вопрос о поставках российских вооружений. Еще в 2006 году в Афганистан была поставлена невоенная техника – «КамАЗы», радиостанции и т.д. Сейчас речь идет о продаже 20 вертолетов. Мы готовы их поставить, если НАТО это оплатит. Но такого решения нет.
Нужно учитывать: американцы не дают афганцам тяжелые вооружения – танки, авиацию, артиллерию. Дают только БТР, легкое оружие. И Россия тоже следует этой линии».