«Двадцатка» контролирует 85% экономики мира.
Фото Reuters
Саммит «двадцатки» в Южной Корее завершается на минорной ноте. Конкретных мер по борьбе с валютными войнами разработано не было. Главной причиной неудачи стали разногласия между США и КНР. Они не договорились о ревальвации юаня.
Встреча «двадцатки», в которой приняли участие лидеры крупнейших держав, а также международных финансовых институтов, была призвана разработать стратегию стабилизации и ускорения развития мировой экономики. Как отмечает Washington Post, президент США Барак Обама и его советники рассчитывали добиться от стран, участвующих в форуме, обязательства держать положительное сальдо или дефицит платежного баланса в согласованных рамках.
Эта формула подразумевала прежде всего ограничение гигантских валютных запасов, накопленных Китаем благодаря экспорту сравнительно дешевых товаров в Америку. Эти торговые преимущества, как полагают в Вашингтоне, получены благодаря тому, что курс юаня искусственно занижен.
Статистические данные о состоянии платежного баланса, опубликованные в Китае в октябре, на взгляд американских чиновников, подтверждают их обвинения. Накопления валюты от внешней торговли выросли в этом месяце еще на 27 млрд. долл.
Пекин не остался в долгу. Он приравнял решение Белого дома впрыснуть 600 млрд. долл. в свою экономику к валютному манипулированию. Таким образом, противоречия между этими двумя державами стали осью закулисной борьбы вокруг заключительного коммюнике саммита.
Правда, во время встречи Обамы с председателем КНР Ху Цзиньтао стороны сделали хорошую мину при плохой игре. Из заявлений американского и китайских представителей после беседы следует, что Пекин и Вашингтон будут стремиться к консенсусу. Но каков будет этот консенсус, как перевести общие пожелания на язык реальных действий, осталось неясным.
Министр финансов Южной Кореи сравнил экономические отношения США и КНР с двумя товарными составами, едущими навстречу друг другу. Остальному миру приходится уповать на то, что они не столкнутся.
Накануне саммита американская экономическая дипломатия потерпела еще одну неудачу. В течение долгого времени Вашингтон вел переговоры с Сеулом об отмене ограничений на торговлю говядиной и автомобилями. Цель заключалась в том, чтобы создать между двумя странами зону свободной торговли. Однако соглашение так и не было подписано. Единственное, что осталось Обаме и президенту Южной Кореи Ли Мён Баку, – это пообещать, что пакт, который должен утверждаться законодателями обеих стран, в конце концов будет заключен.
В работе саммита приняла активное участие российская делегация во главе с президентом РФ Дмитрием Медведевым. В кулуарах конференции состоялась его встреча с председателем КНР Ху Цзиньтао. Главы двух государств договорились укреплять отношения стратегического партнерства между Россией и Китаем. Ху Цзиньтао отметил, что в следующем году исполняется 10 лет со дня подписания Договора о дружбе и сотрудничестве между нашими странами. Как передает РИА Новости, он предложил использовать эту дату для «пропаганды и рассказа о развитии российско-китайских отношений».
В интервью агентству Reuters источник в российской делегации раскрыл ее линию в ходе переговоров о выработке новой модели регулирования мировой экономики. По словам источника, Москва обеспокоена тем, что ряд стран принимают односторонние меры с целью ослабления своей валюты ради стимулирования роста. Это делается без согласия партнеров. Такие шаги усиливают нервозность среди рыночных игроков и волатильность главных валют.
Россия не поддерживает предложение США ввести лимиты на дефицит или положительное сальдо платежного баланса. Реализация этой идеи может лишь усилить нестабильность финансовых рынков. Поэтому, как предположил источник, США решили снять с повестки дня инициативу, которую они первоначально выдвигали.