Иранские официальные лица готовы встретиться с представителями «шестерки» (Россия, США, Франция, Великобритания, Китай, Германия) в Стамбуле 23 ноября или 5 декабря. Как отмечают западные дипломаты, это первый случай, когда Исламская Республика Иран (ИРИ) дала формальный ответ на призывы к возобновлению диалога. Препятствием для дальнейшего прогресса, однако, может стать категорический отказ Тегерана от обсуждения с «шестеркой» ядерной проблематики, которая как раз и беспокоит международное сообщество.
Эти даты предложил секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Саид Джалили в письме, направленном 9 ноября высокому представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, которая получила от «шестерки» мандат на ведение диалога с ИРИ. По словам пресс-секретаря Эштон, теперь она намерена обсудить даты, предложенные Тегераном, с «шестеркой».
О готовности принять участие в переговорах с Ираном уже заявили США. «Мы бы хотели видеть активность и в контексте «шестерки», и по линии МАГАТЭ. Мы готовы сотрудничать по этим направлениям. Мы надеемся, что встреча в формате 5+1 может состояться до конца этого месяца», – сказал официальный представитель Госдепартамента Филип Кроули.
По информации западных СМИ, Вашингтон сейчас готовит новый пакет предложений для Ирана, который будет включать отправку 2 тонн иранского низкообогащенного урана в Россию, где из него сделают топливные элементы для АЭС в Бушере.
Пока что остается открытым вопрос о повестке дня предстоящих переговоров. Западные страны настаивают на обсуждении ядерной программы Ирана, поскольку подозревают его в тайной разработке атомной бомбы.
Однако вчера президент Махмуд Ахмадинежад дал понять, что Исламская Республика не намерена обсуждать с «шестеркой» свою ядерную деятельность. «Мы неоднократно заявляли, что наши права в ядерной области не могут быть предметом для переговоров. Мы проводим переговоры только ради разрешения международных проблем и установления мира», – подчеркнул иранский лидер.
По оценкам наблюдателей, подобные высказывания Ахмадинежада могут усилить сомнения держав в целесообразности дальнейшего диалога с Ираном и стать поводом для усиления международного давления на него.
Впрочем, имеются отдельные указания на то, что ядерная проблематика все же может быть в каком-то виде затронута, если не в ходе самих переговоров, то хотя бы на полях встречи.
По крайней мере в октябре глава иранского атомного ведомства Али Акбар Салехи заявлял, что ИРИ готова параллельно с переговорами с «шестеркой» вести диалог с так называемой Венской группой (РФ, США, Франция и МАГАТЭ) об обмене ядерными материалами. Официальный сайт МИД Ирана сообщает, что ИРИ «готова обсуждать вопрос обмена низкообогащенного урана на обогащенный до 20% исключительно на основе Тегеранского соглашения». Речь идет о документе, который Турция, Бразилия и Иран подписали в мае текущего года. Это соглашение предусматривает, что такой обмен будет производиться на турецкой территории.
Остается также проблема выдвинутых Тегераном трех условий, без выполнения которых он отказывается возобновлять переговоры с «шестеркой». Во-первых, переговоры должны вестись в духе сотрудничества. Во-вторых, Запад не должен прибегать к давлению и угрозам в адрес ИРИ. В-третьих, «шестерка» должна дать оценку наличию ядерного арсенала у Израиля.
Напомним, «шестерка» совместно с МАГАТЭ добивается, чтобы Иран прекратил производство обогащенного урана, который может быть использован для изготовления атомной бомбы. Отношения между сторонами обострились в прошлом году, когда выяснилось, что Иран тайно построил второй завод по обогащению урана. Совет управляющих МАГАТЭ осудил Иран и потребовал от него подтвердить, что не принимались решения о строительстве других незаявленных ядерных объектов.