В ФРГ так перевозят ядерные отходы.
Фото Reuters
Вчера в Бундестаге прошли бурные прения в связи с небывало массовым антиатомным движением последних дней и жестоким обращением полиции с его участниками, пытавшимися воспрепятствовать доставке отработанного ядерного топлива (ОЯТ) в хранилище городка Горлебен. На фоне этих событий появился и русский след. В Берлине со ссылкой на правительственные круги стало известно о намерении федерального кабинета сбыть часть радиоактивных отходов в Россию.
Переговоры об этом с Москвой продвинулись далеко. Соответствующее российско-германское соглашение практически готово. В Берлине ожидают, что оно будет подписано сторонами до конца ноября. Об этом сообщает газета Suddeutsche Zeitung.
К сожалению, попытки автора этой статьи узнать что-либо в российских инстанциях не удались. В «Росатоме» отсылали к Институту проблем безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ РАН) и наоборот. Но есть датированное октябрем сообщение Информационной службы ФГУП «ПО «Маяк» о доставке на это южноуральское предприятие из Польши ОЯТ исследовательских реакторов российского происхождения. Операция проведена на базе российско-американского соглашения 2004 года о возврате такого топлива в РФ. Причем оно предусматривало, что расходы по его транспортировке, переработке и необходимым экологическим мерам на территории России будут финансироваться Министерством энергетики США. Значит, нечто подобное возможно и в делах с ФРГ.
В Германии речь идет о «ядерном мусоре», оставшемся от ЯТ еще советского происхождения. Но исследовательский центр ГДР в Россельдорфе близ Дрездена, где оно использовалось, был после немецкого объединения закрыт. Его реакторное топливо новая власть намеревалась по-видимому как-то еще использовать. Однако держать его на прежнем месте по условиям безопасности было нельзя. Поэтому его перевезли в хранилище Ахауз в земле Северный Рейн-Вестфалия. Предполагалось, что на время, пока для него не будет сооружено постоянное хранилище на немецкой территории. Согласно информации Федерального ведомства радиационной защиты, именно таково было решение, принятое в 2005 году.
Но сейчас, оказавшись в ситуации острого политического и общественного противостояния проводимой политике и мерам хранения отходов в атомной сфере, федеральное правительство спешит избавить страну хотя бы от части опасного «мусора» и тем самым продемонстрировать, что учитывает господствующие настроения. На днях оно ответило на парламентский запрос Партии зеленых, что намерено «как можно максимально сократить количество высокообогащенного урана», поскольку в обозримом будущем перспективы найти для него необходимое хранилище в Германии нет. В связи с этим уральский «Маяк» светит особенно привлекательно.
Берлин планирует переправить в Россию тремя «порциями» более 950 топливных элементов. Они должны быть помещены в 18 контейнеров Castor, специально предназначенных для безопасной транспортировки радиоактивных грузов. Имеется в виду, что ОЯТ из вестфальского Ахауза, пишет Financial Times Deutschland, «пройдут на «Маяке» процесс обогащения для использования на АЭС и затем будут храниться в России».
Федеральное ведомство радиационной защиты дало разрешение на очистку хранилища в Ахаузе еще в июле. В его заявлении говорилось, что возвращение этих радиоактивных материалов должно осуществляться в рамках упомянутого выше соглашения между Россией и США, а также МАГАТЭ. Но, очевидно, требуется еще и отдельный договорный документ между РФ и ФРГ, о подписании которого идут разговоры в Берлине.
Намерения федерального правительства подвергаются резкой критике прежде всего Партии зеленых, набирающей серьезный авторитет. Сопредседатель ее фракции в Бундестаге Ренате Кюнаст заявила о «в высшей степени опасном фрахте». По ее словам, предусматривается «дешевое устранение отходов в ущерб безопасности». Вторя ей, лидер социал-демократов Зигмар Габриель, сам бывший министр экологии, занимавшийся проблемами радиационной безопасности, назвал планы черно-желтой коалиции «безответственным актом политической трусости». По его убеждению, каждая страна, включая Германию, должна сама хранить ядерные отходы.