Начавшийся в субботу визит Обамы в Индию направлен на то, чтобы открыть дорогу на ее рынок американскому бизнесу. Президент также снимает ограничения на поставку новейших технологий и вооружений. Но в то же время он не отказывается от защиты компаний США от конкуренции со стороны индийцев.
Президент США Барак Обама начал трехдневный визит в Индию с обещания создать 50 тыс. рабочих мест в Америке. Это чудо произойдет благодаря тому, что американские и индийские предприниматели заключат в ходе его поездки сделок на 10 млрд. долл.
«США рассматривают Азию, особенно Индию, как рынок будущего», – заявил Обама на встрече магнатов американского и индийского бизнеса в Мумбаи. Таким образом, первые же шаги Обамы, предпринявшего самое продолжительное зарубежное турне за все время его пребывания в Белом доме (оно включает также Индонезию, Южную Корею и Японию), были нацелены на то, чтобы произвести впечатление на американского избирателя. Того самого избирателя, который, напомним, на промежуточных выборах недвусмысленно выразил разочарование его экономической политикой.
Очевидно, данные о безработице дома настолько допекли президента, что он поспешил объявить о сделках, несмотря на то что переговоры о многих из них велись давно и не все соглашения были подписаны до начала турне.
Расчищая доступ американским товарам и услугам к потребителям из индийского среднего класса (его численность больше, чем все население США), Обама в то же время сделал ряд существенных уступок партнеру. Что очень важно и для индийских, и для американских корпораций – он обещает снять ограничения на экспорт технологий двойного назначения. Эти технологии могут быть использованы для создания новых образцов вооружений.
Ограничения были введены в 1998 году после того, как Индия провела испытания ядерного оружия. Еще один шаг Обамы навстречу индийцам заключается в том, что он вычеркивает их оборонные и аэрокосмические агентства из черного списка организаций, с которыми США не могли вести бизнес. Таким образом, обе державы будут тесно взаимодействовать в военно-технической сфере.
«Нам поданы сигналы. Первый состоит в том, что Индия – это союзник, второй – что она обладает потенциалом для бизнеса», – заявил Ананд Махиндра, управляющий крупного индийского конгломерата Mahindra&Mahindra. Потенциал, безусловно, имеется. Эксперты предсказывают, что индийская экономика будет расти более чем на 8% ежегодно вплоть до 2015 года.
Впрочем, путь к экономическому сотрудничеству двух держав отнюдь не усыпан розами. В Индии не забыли: Обама в свое время сетовал на то, что рабочие места благодаря аутсорсингу утекают из Бостона в Бангалор, центр индийских информационных технологий. Индийцы подозревают, что, продвигая интересы американского бизнеса, Вашингтон будет по-прежнему защищать его от конкуренции со стороны индийцев. В Конгрессе рассматривается сейчас билль об увеличении вдвое цены за американскую визу, дающую право на работу иностранцам. Это увеличивает нагрузку на индийские корпорации в США, которые нанимают на работу своих соотечественников.
Гириш Паранджпе, заместитель главы Wipro, ведущей индийской фирмы в области информационных технологий, охарактеризовал билль как дополнительный налог, препятствующий свободному движению капиталов.
Официально Китай не значится в повестке дня индийско-американских переговоров на высшем уровне. Но, как отмечает New York Times, формируя связи с Индией и Индонезией и укрепляя контакты с союзниками – Южной Кореей и Японией, Белый дом надеется ослабить растущее влияние Китая в регионе.
Прилетев в Мумбаи, Обама посетил знаменитый отель «Тадж Махал», который в 2008 году подвергся нападению террористов. Тогда в финансовой столице Индии погибли 166 человек. Президент провозгласил, что США и Индия едины в борьбе с терроризмом. Эту декларацию скептически встретили студенты колледжа, с которыми побеседовал гость. Они задали вопрос: почему, осуждая атаку на Мумбаи, Обама не упомянул Пакистан, где базировались боевики?