«Шарль де Голль» и его самолеты будут служить сразу двум странам.
Фото Reuters
Кэмерон и Саркози создали вчера новый военный альянс в Европе. Они подписали договоры, предусматривающие образование общих экспедиционных сил и совместную проверку ядерных боеголовок.
Вчера в Лондоне состоялся англо-французский саммит, который, по выражению газеты Daily Telegraph, соответствует духу Antente Cordiale – договору «сердечного согласия», более известному у нас как Антанта. Он был подписан в 1904 году. Позже к нему присоединилась Россия.
На сей раз ни о каком участии России и речи не было. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и президент Франции Николя Саркози подписали два документа, которые приведут к тесному взаимодействию этих держав в военной области.
Фактически договоренности означают как бы рождение нового альянса внутри Североатлантического альянса.
Центральным пунктом договора о военном сотрудничестве стало создание совместных экспедиционных сил численностью в 6500 солдат. В их состав войдут части парашютных войск, спецназа и морской пехоты. Французы и англичане будут проходить подготовку вместе, но дислоцироваться отдельно на базах в своих странах. В ходе учений или боевых операций ими будет командовать британец или француз. Командующий затем будет докладывать в объединенный штаб, подчиненный министрам в Лондоне и Париже.
Стороны будут предоставлять друг другу транспортные самолеты для дозаправки истребителей в воздухе, обмениваться данными, которые передают шпионские спутники и беспилотники, делиться технологиями усовершенствования подводных лодок.
К концу десятилетия у Англии и Франции останется только по одному авианосцу, находящемуся в рабочем состоянии. Поэтому Лондон и Париж будут координировать сроки ремонта кораблей. Задача состоит в том, чтобы по крайней мере один корабль всегда можно было использовать для совместных операций.
Очевидно, решить эту проблему непросто в связи с тем, что оба правительства вынуждены урезать свои военные бюджеты. Примером этих трудностей может служить случай с французским авианосцем «Шарль де Голль». На днях он должен был отправиться на боевое дежурство, но миссию пришлось отменить, так как на корабле вышла из строя силовая установка. Английская пресса вопрошала: можно ли полагаться на друзей по другую сторону Ла-Манша?
Отдельное соглашение касается ядерного потенциала двух держав. Оно предусматривает, что английские ученые будут работать во французских лабораториях и проводить испытания того, насколько безопасны и надежны боеголовки обеих стран. А французские ядерщики приедут в британский исследовательский центр в Олдермастоне и будут заниматься новыми технологиями в области ядерного оружия.
Пока что Лондон и Париж собираются сохранять свои ядерные средства сдерживания отдельно, под национальным контролем. И ядерными секретами они делиться не собираются. Но видные представители британского военного истеблишмента полагают, что взаимодействия в такой форме совершенно недостаточно. В письме в английскую Daily Telegraph и французскую Figaro, подписанном, в частности, бывшим начальником штаба обороны Англии и главой секретной службы MI6, они призывают создать совместное «оружие возмездия».
Лондон всегда дорожил своими «особыми отношениями» с Вашингтоном. А американцы, в свою очередь, использовали британцев для противодействия любым планам создания вооруженных сил в рамках ЕС, опасаясь, как бы это не ослабило главенствующую роль США в Европе.
Как же воспринимают за океаном англо-французские договоренности? По сведениям Wall Street Journal, Белый дом крайне обеспокоен тем, что европейцы постоянно сокращают свои военные расходы. А англо-французская сделка, возможно, позволит двум членам НАТО сэкономить средства, необходимые для поддержания боеготовности их армий. И потому высокопоставленные представители вашингтонской администрации дали OK на новое «сердечное согласие».