Пентагон вкладывает огромные средства в расширение баз, предназначенных для сдерживания Китая. В то же время Вашингтон пытается настроить против КНР не только союзников, но и Вьетнам, и другие страны ЮВА. По мнению эксперта «НГ», противостояние двух держав будет определять политический климат в регионе.
США превращают военную базу на острове Гуам в свой главный форпост в западной части Тихого океана. Там строится док, способный принимать авианосцы, создается система противоракетной обороны, расширяется аэродром. Затраты составят 8 млрд. долл. Никогда еще со времени Второй мировой войны Вашингтон не вкладывал такие средства в строительство военных объектов в регионе. Одновременно Пентагон инвестировал 126 млн. долл. в обновление военной инфраструктуры на атолле Диего-Гарсия в Индийском океане, принадлежащем Британии. На этом острове будут ремонтироваться подводные лодки, оснащенные арсеналом в 154 крылатые ракеты. Огневая мощь такой субмарины равняется мощи целой боевой группы авианосцев, утверждает лондонская Daily Telegraph.
Все это должно держать в узде Китай, стремительно укрепляющий свои военно-морские силы. По оценке Пентагона, Пекин усилил в последнее десятилетие свои ВМС, в частности приобретая субмарины и эсминцы у России. Его цель в первую очередь состоит в том, чтобы предотвратить вмешательство Америки в конфликт, который может вспыхнуть вокруг Тайваня. Другая задача китайских военных моряков – обеспечить безопасность поставок нефти с Ближнего Востока. Как и потенциальный противник, КНР создает цепь баз. Она включает порты Хамбантота в Шри-Ланке и Гвадар в Пакистане.
В свете нарастающей конфронтации с Китаем администрация президента США Барака Обамы ужесточат свою политику, передает New York Times. Если прежде она усердно обхаживала его, то теперь перешла к попыткам сколотить коалицию из соседей и торговых партнеров КНР. Речь идет о создании объединенного антикитайского фронта по таким острым проблемам, как курс юаня и территориальные противоречия в Южно-Китайском море.
США стремятся вдохнуть новую жизнь в альянсы эпохи холодной войны с Японией и Южной Кореей и поднять свое влияние в других азиатских странах. На этой неделе госсекретарь Хиллари Клинтон посетит Вьетнам, а в ноябре Обама побывает в Японии, Индонезии, Индии и Южной Корее.
Однако американские дипломатические маневры не всегда достигают желаемого результата. Например, на встрече министров финансов G20, прошедших в конце прошлой недели в Южной Корее, Вашингтону не удалось добиться решения, которое привело бы к повышению обменного курса юаня. Но Германия, Италия и Россия не поддержали американское предложение. Министр финансов США Тимоти Гайтнер попытался договориться с китайскими финансистами напрямую. Но его экстренная поездка в КНР, судя по сообщениям СМИ, не принесла серьезных плодов.
В беседе с «НГ» главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер отметил, что инициатором китайско-американского противостояния выступают США. «Геополитические позиции Китая усиливаются, он стремится стать державой № 1. США не хотят потерять свой приоритет и потому расширяют военное присутствие в Юго-Восточной Азии. Пока что конфронтация не приобрела характера торговой или валютной войны, тем более силовых действий. Противоречия то обостряются, как сейчас, накануне промежуточных выборов в Конгресс США, то стихают. В январе ожидается визит председателя КНР Ху Цзиньтао в Вашингтон. Возможно, сторонам удастся смягчить разногласия».
Касаясь проблемы валюты, эксперт сказал, что китайцы сделали нужные выводы из истории взаимоотношений США с Японией. «В 70-х годах Япония была их главным конкурентом. Вашингтон продавил ревальвацию иены. В Японии наступил застой продолжительностью в 10 лет. Учитывая этот урок, китайцы не пойдут на резкое повышение курса юаня. Но понемногу его будут ревальвировать – в обмен на уступки со стороны США».