АЭС «Бушер» готовят к пуску.
Фото Reuters
Российские атомщики вчера начали загрузку топлива в реактор АЭС «Бушер». Событие оказалось омрачено скандалом. Иранские СМИ опубликовали заявления посла Ирана в Москве Резы Саджади об РФ, в которых эксперты увидели «шантаж». Саджади тут же заявил «НГ», что на самом деле он придает большое значение развитию отношений с Россией, а СМИ не полностью напечатали его интервью.
ЗАО «Атомстройэкспорт» вчера в 04.03 утра по иранскому времени начало загрузку топливом активной зоны реактора АЭС «Бушер». В пресс-релизе компании сообщается, что данные работы – один из этапов физического пуска атомной станции, который стартовал 21 августа этого года, когда под контролем инспекторов МАГАТЭ ядерное топливо было доставлено в хранилище свежего топлива.
Это событие совпало по времени с выходом в свет скандального интервью посла ИРИ в Москве Резы Саджади агентству ИСНА. Вчера отрывки из него растиражировали другие иранские СМИ – газета Tehran Times и портал Press TV. Согласно Tehran Times, Саджади считает, что для России было бы неблагоразумно дистанцироваться от Ирана. «Сегодня Иран помогает предотвратить распространение терроризма в Кавказском регионе, а также контрабанду наркотиков в Россию», – сообщает со ссылкой на дипломата газета. Когда Саджади попросили прояснить причины заинтересованности Москвы в расширении связей с Европой и США, он заявил, что РФ печется о будущем своей экономики. «Москва полагает, что, если ей не удастся улучшить свою экономику, она столкнется с серьезными проблемами безопасности вплоть до дезинтеграции России в будущем на отдельные республики», – цитирует Саджади Tehran Times.
В Москве такое изложение цитат Саджади вызвало недоумение: «Это не совсем характерно для дипломатической этики. Послы обычно воздерживаются от высказываний по поводу параметров развития иностранной державы, если они носят негативный характер и содержат теоретические изыскания», – сказал российский дипломатический источник «НГ». По его словам, диалог с иранскими партнерами идет непросто. Причем это касается не только отношений Тегерана с Москвой, но и с другими столицами. «Иногда МИД пропускает заявления иранцев мимо ушей, чтобы не обострять ситуацию», – признался собеседник «НГ».
Российские аналитики квалифицировали прозвучавшие заявления как «чистой воды шантаж». «Если Иран не прекратит нарушать Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и не перестанет саботировать резолюции СБ ООН, он столкнется с серьезными проблемами со своей безопасностью. Насчет России беспокоиться не надо. Мы сами знаем, что у нас есть серьезные экономические проблемы, что нам надо обеспечить переход с экспортно-сырьевой на инновационную модель экономики...» – заявил «НГ» директор Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов.
По словам эксперта, Россия хочет хороших отношений с Ираном. «Если Тегеран попробует Россию уязвить путем поощрения терроризма и транзита наркотиков в РФ, то это скажется на самом Иране, который тоже страдает от наркотиков и от терроризма», – сказал специалист. «Я надеюсь, что это пока просто риторика, Иран одумается и займет более разумную позицию. Россия готова с ним сотрудничать, мы выполняем свои обязательства по «Бушеру». Россия готова развивать сотрудничество в экономическом и политическом плане и в смысле безопасности, – продолжает Арбатов. – От Ирана требуется только одно: выполнить резолюции СБ ООН и сотрудничать с МАГАТЭ, снять вопросы с прежними нарушениями ДНЯО, прекратить военное направление своей программы. И тогда дверь откроется для самого широкого сотрудничества и с Россией, и с Европой, и с другими странами».
Иран быстро поменял риторику. На просьбу «НГ» разъяснить высказывания в интервью агентству ИСНА посол ИРИ в Москве Реза Саджади заявил, что «российско-иранские отношения имеют большое значение и мы пытаемся их всячески развивать». «Мое интервью было напечатано не полностью, и оно не отражает состоявшийся разговор», – критикует работу ИСНА посол. «Говоря о «дезинтеграции России», я лишь процитировал слова некоторых российских аналитиков», – резюмировал он.
В свою очередь, в МИД России отметили: «История российско-иранских отношений свидетельствует, что они не подвержены текущей политической конъюнктуре. В основе этого лежит совпадение интересов России и Ирана по целому ряду международных и региональных вопросов. Активно развивается взаимодействие в сферах, не подпадающих под режим санкций СБ ООН, в том числе в сфере борьбы с терроризмом и наркопреступностью».