Разгоняя толпу, французские полицейские не жалеют газа и пластиковых пуль.
Фото Reuters
Толпы людей с плакатами на проезжей части улиц и жмущиеся к зданиям перепуганные туристы, стянутые к перекресткам наряды полиции и Республиканской гвардии – эквивалента российского ОМОНа. Все это характерно для ситуации последних дней во французской столице и других крупных городах страны. Обе стороны – власти и их оппоненты – по-своему готовились к рассмотрению в Сенате – верхней палате Национального собрания закона о пенсионной реформе.
Самая массовая демонстрация прошла в вторник. В ней, по оценкам профсоюзов, приняли участие до 330 тыс. человек. Во второй половине дня манифестанты двумя колоннами прошли от площади Италии до Дома инвалидов, который считается одной из главных достопримечательностей французской столицы.
Движение колонн можно было наблюдать прямо от парадного подъезда Министерства иностранных дел Франции. Демонстранты шли плотной толпой, над которой колыхались на ветру огромные воздушные шары с протестными лозунгами.
Этот район был заранее оцеплен силами безопасности, движение автотранспорта перекрыто, а крупные отряды полицейских и жандармов в пластиковых доспехах дежурили на прилегающих улицах. Туда же подтянулись съемочные группы ведущих телеканалов, развернувшие спутниковые тарелки прямо перед Домом инвалидов. На мостах через Сену, ведущих на другой берег, где расположена резиденция президента – Елисейский дворец, стояли спецмашины с водометами. К месту действия на трейлерах привезли даже полицейские бульдозеры, предназначенные для разрушения баррикад.
Власти, по-видимому, всерьез опасались повторения массовых беспорядков 2006 года, когда молодежь устроила возле Дома инвалидов настоящие бои с полицией. Тем более что за день до того небольшие акции протеста вспыхивали даже на Елисейских полях. Демонстранты на время перекрыли движение по этой магистрали, а некоторые молодые люди на глазах у туристов и зевак подбегали к полицейским и пытались спровоцировать их на применение силы. По всему городу (даже на пьедесталах исторических монументов) появились нецензурные надписи, призывающие президента Саркози уйти в отставку.
Несмотря на холодную и временами дождливую погоду, протесты продолжались до темноты. Молодежь скандировала лозунги, размахивала флагами и жгла дымовые шашки. В прилегающих кварталах возникли дорожные заторы. Однако в целом обошлось без насилия. Некоторые манифестанты вообще спокойно курили рядом с полицейским оцеплением и неспешно беседовали со стражами порядка.
Впрочем, повышенная готовность полиции была объяснимой. По данным местных телеканалов, в ряде городов столкновения все же произошли. В центре Лиона сотни агрессивно настроенных молодых людей переворачивали автомобили, громили автобусные остановки, телефонные будки, разграбили несколько магазинов и вступили в столкновения с полицией, которая в ответ применила слезоточивый газ. Задержаны полтора десятка нарушителей. Беспорядки случились в Нантере (северо-западном пригороде Парижа), где выходцы из неблагополучных районов бунтовали второй день подряд.
По оценке Всеобщей конфедерации профсоюзов (CGT), во вторник в акциях протеста по всей стране приняли участие до 3,5 млн. человек.
Напомним, французские профсоюзы считают неприемлемым основное положение реформы, предусматривающее повышение пенсионного возраста с 60 до 62 лет. Они намерены бороться до последнего. Так, из-за продолжающейся забастовки работников нефтеперерабатывающих заводов в стране начались перебои с топливом. В некоторых районах заправки отпускают горючее только по специальному разрешению, приберегая его для машин «скорой помощи» и полиции.
Возникли серьезные трудности с железнодорожным и авиационным транспортом. Многие французы были вынуждены отменить поездки по стране или в соседние государства. От начавшейся во вторник всеобщей забастовки пострадали и иностранные туристы – был закрыт для посещения королевский дворец в Версале, и разочарованным путешественникам пришлось довольствоваться прогулками по его парку.
Необычную форму протеста избрали преподаватели одного из расположенных в Париже престижных экономических вузов. Они не стали срывать занятия, но отказались от полагающейся им за проведенные лекции оплаты.
Справедливости ради надо отметить, что далеко не все французы разделяют мнение забастовщиков. Есть такие, кто изъявляет готовность работать хоть до 70 лет, чтобы не терять форму и не становиться обузой для детей. А некоторые сторонники правых взглядов даже обвиняют СМИ в ведении антиправительственной пропаганды и подстрекательстве к волнениям.