Лидеры Японии и КНР не смогли смягчить территориальный конфликт. В обеих странах демонстранты требуют не уступать права на необитаемый архипелаг. Жесткая реакция шовинистических элементов на конфликт затрудняет его урегулирование. Опасаясь сокращения поставок редкоземельных элементов из Китая, Токио ищет их в других государствах.
Во время недавней встречи в Нью-Йорке премьер-министры Японии и Китая Наото Кан и Вэнь Цзябао попытались смягчить остроту конфликта по поводу принадлежности необитаемых островов Сенкаку (Дяоюй). Они заявили о стремлении улучшить отношения между двумя державами. Однако благие пожелания лидеров нелегко воплотить в жизнь в условиях, когда националистически настроенные элементы в обеих странах требуют не уступать ни пяди своей земли.
Более 2 тыс. демонстрантов прошествовали к посольству КНР в Токио, размахивая японским флагами, выкрикивая лозунги, осуждающие китайскую экспансию, и критикуя своего главу правительства за «слабость», проявленную в ходе конфликта. Это уже вторая антикитайская демонстрация в Японии. Первое из этих выступлений организовал не кто иной, как Тосио Тамагами, бывший командующий ВВС Японии.
МИД Китая выразил «глубокое беспокойство» в связи с этими шествиями и призвал Токио обеспечить безопасность сотрудников посольства. Но и в КНР не утихают протесты против притязаний Японии на архипелаг. В центре Чэнду, столицы провинции Сычуань, собралась толпа из примерно 2 тыс. человек с плакатами, скандировавшая лозунги: «Защитим острова Дяоюй!», «Дадим отпор Японии».
Китайские власти встревожены тем, как бы протесты не вышли из-под контроля. Представитель МИД КНР сказал, что чувства соотечественников можно понять. Но «патриотизм должен выражаться рационально, в соответствии с законом», – подчеркнул он. Конфликт между державами, обладающими второй и третьей по размерам экономикой в мире, может нанести ущерб им самим, да и другим странам. Почему же Токио и Пекин занимают столь жесткую позицию? Лондонский еженедельник Economist утверждает, что Пекин хочет послать сигнал всем государствам, с которыми у него есть территориальные споры. Но этот тезис в равной мере относится и к Японии. Ведь она объявила своими не только Сенкаку, но и российские Южные Курилы, а также необитаемые острова близ побережья Корейского полуострова.
Очевидно, в Токио не очень верят в возможность быстрого урегулирования спора с Китаем. Об этом свидетельствует тот факт, что Япония в пожарном порядке начала поиск альтернативных источников поставок редкоземельных металлов, которые она раньше закупала в КНР. Контроль над залежами редкоземельных элементов имеет стратегическое значение. Ведь они применяются в автомобильной промышленности и других высокотехнологичных отраслях. Особым спросом пользуется сейчас диспрозиум – материал, который применяется в моторах гибридных автомобилей и дисках персональных компьютеров.
По сведениям Wall Street Journal, на Китай приходится 97% мирового производства редкоземельных металлов. После того, как спор из-за островов обострился, Китай сократил их поставки в Японию. В Токио полагают, что пребывать в зависимости от Китая в такой стратегической отрасли нельзя. И потому японские компании налаживают добычу редкоземельных металлов в Казахстане, Монголии, Вьетнаме и Индии.