Сегодня в Пекине открывается пленум ЦК КПК. Тема дискуссии – очередной пятилетний план. Но, по мнению эксперта «НГ», на встрече пойдет речь и о правах человека, к расширению которых призывали руководители страны. В таком же ключе высказались некоторые ветераны партии. Их обращение китайские СМИ обошли молчанием.
Обычно пленумы ЦК Коммунистической партии Китая проходят в обстановке секретности. Даже адрес отеля или учреждения, где работает пленум, не раскрывается. Хотя репортеры все равно его узнают.
Учитывая закрытый характер заседания, приходится довольствоваться теми скупыми комментариями, которые появились в официальных публикациях. Агентство Синьхуа передало, что пленум обсудит предложения по программе экономического и социального развития страны в течение 12-й пятилетки (2011–2015 годы). Цель – создать «общество умеренного благосостояния» и изменить метод экономического роста.
Более подробный комментарий дала газета Global Times, предназначенная в основном для иностранных читателей. По словам Чжу Баолина, научного сотрудника Государственного центра информации, чтобы перейти на новую модель экономического развития, правительству придется смириться со снижением темпов роста до 8% в год (в последние годы он превышал 10%) и повышения инфляции до 5%.
Китайское издание, ссылаясь на высказывания зарубежных китаеведов, намекнуло также, что на совещании речь может пойти и о предстоящей смене руководства. Ведь на 18-м съезде партии в 2012 году будет решен вопрос о замене высших руководителей партии-государства, прежде всего председателя КНР Ху Цзиньтао и премьер-министра Вэнь Цзябао.
Регулярную смену лидеров завещал еще архитектор реформ Дэн Сяопин, положивший конец пожизненному пребыванию вождей на вершине власти. Преобразования, инициатором которых был Дэн, без сомнения, имели историческое значение для Поднебесной. Но готовы ли его преемники пойти дальше по пути реформирования политической системы? Если судить по тому, как враждебно Пекин отреагировал на присуждение Нобелевской премии мира литератору Лю Сяобо, отбывающему длительный тюремный срок, об осуществлении демократических перемен сейчас и речи быть не может.
Однако совсем недавно премьер Вэнь дважды говорил о необходимости провести политические реформы. Сначала, выступая в августе в Шэньчжене, городе, где была создана одна из первых особых экономических зон, он сказал: «Без политической реформы плоды экономической реформы будут потеряны, и цель модернизации не будет достигнута». В речи содержалось предложение покончить с концентрацией власти и создать условия, чтобы люди могли критиковать правительство.
На днях в интервью CNN Вэнь снова вернулся к этой теме и сказал, что нужно постепенно улучшить систему демократических выборов.
Может быть, премьер – в душе либерал и действует вразрез с установками первого лица в правящем тандеме – генерального секретаря ЦК КПК Ху Цзиньтао? Такое предположение высказывают некоторые западные аналитики.
В беседе с «НГ» доктор исторических наук Юрий Галенович отметил, что на самом деле «Ху тоже говорил совсем недавно о необходимости реформировать политическую структуру государства. Оба лидера относятся к поколению лидеров, выдвинувшемуся в 80-е годы, в «золотой век» реформ, когда во главе партии и государства стояли такие деятели, как Ху Яобан и Чжао Цзыян» (последний был посажен под домашний арест после подавления студенческих выступлений в 1989 году).
По словам эксперта, «и генсек, и премьер с уважением относятся к тому курсу, который руководители КПК проводили в 80-х годах. Так что их выступления предназначены не только для западной аудитории. Недаром центральный партийный орган «Жэньминь жибао» напечатал речи на самом видном месте на первой полосе. Оба лидера понимают: положение в стране настолько сложное, что продвинуть экономическое развитие без изменения политической структуры невозможно».
Спрашивается, что понимают эти руководители под политической реформой. Ясного ответа пока нет. Но вот характерный штрих. Около двух десятков ветеранов КПК, в том числе бывший редактор «Жэньминь жибао», опубликовали в Интернете призыв к отмене цензуры. Их обращение официальные СМИ полностью проигнорировали.