Президент Омар аль-Башир обещает не мешать Южному Судану обрести независимость, но на юге ему не верят и на всякий случай готовятся к войне.
Фото Reuters
Судан вступил в ключевую стадию исторического развития – до референдума о самоопределении Юга страны осталось менее 100 дней. Однако по мере приближения голосования ситуация обостряется. В Хартуме возобновились столкновения между сторонниками и противниками отделения Южного Судана, чей президент Сальва Киир вынужден был обратиться к представителям Совбеза ООН с просьбой направить в регион миротворцев. По его мнению, страна находится на грани новой гражданской войны между арабским Севером и чернокожим Югом.
Напомним, что референдум о независимости Южного Судана и статусе богатых нефтью спорных территорий района Абей запланирован на 9 января 2011 года: чернокожим южанам, преимущественно христианам и анимистам, предстоит решить, хотят ли они оставаться в составе единого Судана или отделиться от Севера, населенного арабами-мусульманами. Референдум предусмотрен мирным соглашением от 2005 года, заключенным при посредничестве США: он положил конец 20-летней гражданской войне между официальным Хартумом и Суданским народно-освободительным движением (СНОД), жертвами которой стали почти 2 млн. мирных жителей. Тогда стороны договорились, что Южный Судан будет пользоваться автономией на протяжении шести лет, после чего вопрос о его независимости будет вынесен на референдум. Во время переходного периода доходы от добычи нефти (которая сосредоточена на южной территории) должны были делиться поровну между правительством и повстанцами, а после предоставления независимости – полностью перейти Южному Судану.
В мае 2010 года в результате выборов Омар аль-Башир смог остаться на посту президента Судана, несмотря на выданный Международным уголовным судом ордер на его арест за геноцид в западной провинции Дарфур. Тогда он обещал международному сообществу провести народное голосование в срок, однако наблюдатели сомневаются в желании диктатора выполнить свои обязательства.
С одной стороны, предоставление независимости Южному Судану, за которое выступает США, поможет аль-Баширу покончить с международными санкциями и политической неопределенностью, но с другой – лишит Хартум 85% запасов нефти. Поэтому аналитики сходятся во мнении, что в интересах главы Судана – дестабилизировать обстановку на Юге страны и помешать проведению референдума. Однако отсрочка в проведении голосования может поставить страну под угрозу новой кровопролитной войны.
Столкновения в Хартуме между сторонниками и противниками отделения Южного Судана возобновились в субботу, совпав с окончанием визита представителей Совбеза ООН. Обострилась обстановка на границе, где обе стороны обвиняют друг друга в наращивании военных сил. Иностранные визитеры заявили, что крайне обеспокоены ситуацией в стране, так как подготовка к проведению референдума проходит очень напряженно, сообщает агентство Associated Press. «Любая отсрочка в проведении референдума может спровоцировать новый виток насилия», – отметила делегация.
В тот же день президент Южного Судана Сальва Киир Маярдит обратился к Совбезу ООН с просьбой направить миротворцев на границу двух регионов страны. По его словам, это необходимо для обеспечения безопасности референдума и предотвращения вооруженного конфликта. Представители СБ ООН обещали рассмотреть запрос южносуданского лидера.
Впрочем, судьба Судана зависит от дипломатических усилий США. Во время встречи по Судану на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент Барак Обама дал понять, что США готовы возобновить дипломатические отношения с Хартумом, если власти Судана будут соблюдать права человека в западном регионе Дарфур и обеспечат проведение референдума на Юге.