Министры финансов и глав Центробанков, собравшиеся на заседание МВФ в Вашингтоне, выступили с обещанием сотрудничать ради преодоления разногласий по поводу курсов валюты. Но конкретных договоренностей достигнуто не было. США и Китай обвиняют друг друга в проведении безответственной политики. Европа не согласилась предоставить развивающимся странам большую роль в управлении фондом.
В Вашингтоне состоялось заседание Международного валютно-финансового комитета Совета управляющих Международного валютного фонда (МВФ). Министры финансов и руководители Центральных банков стран – членов фонда говорили о необходимости действовать согласованно, чтобы предотвратить валютные войны и сократить дисбалансы в мировой торговле. Но эти заявления не были подкреплены конкретными соглашениями.
Отсутствие договоренностей между ведущими экономическими державами и объединениями усиливает неустойчивость на международных финансовых рынках. Многие игроки опасаются, что решения государств девальвировать свою валюту, чтобы добиться экспортного преимущества, усугубят нестабильность. На эту опасную тенденцию указал не кто иной, как Доминик Строс-Кан, директор-распорядитель Международного валютного фонда. Он признал, что коммюнике, опубликованное по итогам заседания, слишком обтекаемо. Нужно внести изменения в политику фонда, считает он.
Конкретно Кан предлагает создать новый механизм для надзора. Предполагается, что фонд будет проводить анализ финансовой политики самых крупных держав и объединений – США, Китая, еврозоны и давать оценку того, как эта политика влияет на партнеров.
Это предложение, судя по отчету лондонской Financial Times, нашло поддержку у Тима Гайтнера, министра финансов США. Не называя какую-либо страну, но явно имея в виду Китай, Гайтнер утверждал, что «чрезмерное накопление (валютных) резервов ведет к серьезным искажениям в международной валютной и финансовой системе». В то же время накануне выборов в американский Конгресс кандидаты от Демократической и Республиканской партий выдвигают предложения о том, как следует наказать Пекин за то, что он сохраняет курс юаня искусственно заниженным.
Наряду с заседанием валютно-финансового комитета МВФ в Вашингтоне состоялось совещание группы семи индустриальных стран (G7). Их представители также сконцентрировали свою критику на Китае и не стали обвинять друг друга в неурядицах на валютных рынках. Так, Гайтнер не высказал никаких замечаний по поводу решения Японии снизить процентную ставку почти до нулевой отметки, что означает проведение слабой валютной политики. По мнению наблюдателей, такая реакция министра финансов США объясняется тем, что они сами намерены вбросить больше долларов на международные рынки.
Джим Флаэрти, министр финансов Канады, председательствовавший на совещании G7, предупредил, что преднамеренное занижение курсов валют равнозначно экспортной субсидии. Эти валютные споры могут перерасти в торговые конфликты.
Пекин не остался в долгу и дал недвусмысленный ответ критикам. Чжоу Сяочуань, губернатор Центрального банка КНР, заявил, что упор на валютные курсы, который демонстрируют западные державы, тенденциозен. По его мнению, установление чрезвычайно низких процентных ставок такими странами, как США и Япония, наносит удар по развивающимся странам.
Ранее премьер-министр Китая Вэнь Цзябао сказал, что Пекин не может повысить курс юаня, так как китайские средние и мелкие предприятия, производящие продукцию на экспорт, получают прибыль всего в 2–3%. В случае ревальвации юаня они могут разориться, что чревато социальными потрясениями.
Позицию Китая, по существу, поддержали представители таких развивающихся стран, как Бразилия, Индия, Таиланд. Они жаловались на то, что из-за снижения процентных ставок в индустриально развитых странах в них устремились спекулятивные капиталы. А это, в свою очередь, приводит к тому, что в развивающихся государствах растут процентные ставки и их экспорт страдает.
На заседании комитета обсуждался и вопрос о реформе МВФ. Развивающиеся страны требуют, чтобы им предоставили больше голосов за счет Европы, которая имеет чрезмерное число голосов в совете управляющих. Но и по этой теме прийти к консенсусу не удалось.
В работе комитета МВФ участвовал министр финансов РФ Алексей Кудрин. По сообщению Интерфакса, он сказал, что в экономической ситуации в России больше определенности, чем в развитых странах. В то же время он поддержал инициативу МВФ укрепить контроль за рынками.