НАТО форсирует разработку новой стратегической концепции к ноябрьскому саммиту альянса в Лиссабоне. По сведениям европейских источников, ее планируется окончательно согласовать на специальной союзнической встрече уже в середине октября. Накануне однако вновь проявилось несовпадение взглядов Германии и Франции на акценты будущей линии союза в ядерной области.
Восьмистраничный проект концепции уже представлен членам альянса под грифом «секретно». Но кое-что из содержания документа просочилось. Так, журнал Spiegel сообщает, что, с одной стороны, в нем «подтверждается натовская стратегия ядерного устрашения, но в другом пассаже называется долгосрочная цель безъядерного мира. Негласная коллизия между Парижем и Берлином связана именно с провозглашенной целью.
Не секрет, что Париж более чем сдержанно относится к ядерному разоружению. Как, впрочем, и Лондон: он считает «неприкасаемость» своих ядерных сил непременным условием французского суверенитета и статуса великой державы. В ноябре, очевидно, до лиссабонского совещания НАТО, состоится франко-британский саммит, на котором будет обсуждаться выдвинутое президентом Николя Саркози предложение об объединении стратегических ядерных сил подводного базирования обеих стран (см. «НГ» от 01.10.10). Но к процессу ядерного разоружения такая инициатива отношения, понятно, не имеет.
В берлинском МИДе опасаются, что в ходе текстуального согласования документа о будущей стратегии французы постараются придать упоминанию о безъядерном мире максимально необязательное и декларативное звучание. Некоторые немецкие комментаторы предсказывают, что обсуждение Парижем и Берлином этого пассажа чревато очередной конфронтацией сторон. Германия придает дальней перспективе важное значение стимула для продолжения процесса ядерного разоружения. Кроме того, сообщает Spiegel, министр иностранных дел, он же вице-канцлер Гидо Вестервелле считает, что планируемая противоракетная система НАТО делает ядерное оружие в Европе еще менее необходимым, и хотел бы, чтобы это было упомянуто в новой стратегии.
Вопрос содержания и формулировок стратегии НАТО весьма серьезен. Сейчас в сведениях о содержании концепции еще много тумана, а в готовом виде она высветит, куда намерен рулить альянс. В том числе в ядерной области.
Берлин вообще выступает за разоружение. Готовящаяся реформа бундесвера, предусматривающая его крупное сокращение, не противоречит этой линии. Примечательно и то, что Вестервелле, похоже, не прочь сделать активность в вопросах ядерного разоружения своей «фирменной маркой». Он постоянно подчеркивает, что известная инициатива президента США Барака Обамы открывает в этом процессе «окно возможности», которое необходимо использовать. Одним из его коньков в прошлогодней избирательной кампании по выборам в Бундестаг было обещание добиваться вывода из Германии американского ядерного оружия. Затем партия либералов, которую возглавляет Вестервелле, вписала это требование в программный документ новой коалиции канцлерин Меркель. И уже в качестве главы внешнеполитического ведомства ФРГ он стал инициатором совместной постановки Германией, Норвегией и странами Бенилюкса вопроса перед НАТО о ликвидации на их территории американских хранилищ ядерного оружия. Попытка из-за отказа США оказалась неудачной.
Альянс, причем не без поддержки Парижа, вытекающей из его упомянутого отношения к ядерному разоружению, стоит на том, что ядерный арсенал на территории Германии необходим для поддержания убедительного устрашения. Для доставки же в случае войны этих американских атомных бомб держат наготове специальную эскадрилью люфтваффе на авиабазе «Бюхель». Но свое требование немцы не снимают, хотя особенно и не нажимают на главного союзника.
В целом позиция объединенной Германии в отношении ядерного оружия не вызывает сомнений. Она определена как отказом от него, зафиксированным в международном договоре об окончательном урегулировании в отношении Германии, так и в принципиальных установках ее внешней политики.
Кстати, в ходе нынешней сессии Генеральной ассамблеи ООН Германия присоединилась к инициативе министров иностранных дел других девяти стран во главе с Японией и Австралией, преследующих цель активизировать усилия в направлении достижения безъядерного мира. В их совместном заявлении говорится: «Единственной гарантией против угрозы и применения ядерного оружия является его полная ликвидация».