В Москве на этой неделе побывала старший заместитель заместителя госсекретаря США Нэнси МАКЭЛДОНИ. Она обсуждала с высокопоставленными российскими чиновниками и экспертами проблемы европейской безопасности, вопросы взаимодействия в рамках ОБСЕ, а также перспективы сотрудничества по линии Россия–НАТО и развитие российско-американских отношений. По итогам визита г-жа Макэлдони дала интервью корреспонденту «НГ» Андрею ТЕРЕХОВУ.
– Госпожа Макэлдони, как вы оцениваете работу Российско-американской двусторонней президентской комиссии?
– Комиссия стала очень важным инструментом для нас, поскольку это механизм для регулярного обмена мнениями по всем вопросам повестки дня. Мы очень рады, что эта работа дает результаты по целому кругу вопросов. Начиная с подписания нового Договора о СНВ, предусматривающего сокращение наших ядерных арсеналов, принятие нового пакета санкций против Ирана, и заканчивая очень позитивным и беспрецедентным соглашением о транзите американских военных и техники через российское воздушное пространство и территорию в Афганистан. Мы действительно очень довольны тем, что уже сделано. И хотим продолжить наращивать сотрудничество.
Мы стремимся к практическому сотрудничеству, а также расширению взаимопонимания. Когда возникает проблема, мы хотим откровенно ее обсудить. Известно, что существует ряд областей, где у нас сохраняются разногласия. Мы хотим прямо говорить о проблемах, по которым мы не соглашаемся, и обсуждать вопросы, по которым мы соглашаемся и где мы можем сотрудничать.
– Есть ли у Москвы и Вашингтона возможности прийти к согласию по Грузии?
– Грузия – это сфера, где у США и России сохраняются значительные разногласия. Мы четко заявили об этом. Мы по-прежнему поддерживаем суверенитет и территориальную целостность Грузии. Но при этом мы также крайне заинтересованы в укреплении стабильности в регионе и в том, чтобы там снова не вспыхнул конфликт. Мы продолжаем прилагать усилия к снятию разногласий и одновременно работаем над тем, что соответствует общим интересам, – предотвращением конфликтов и углублением взаимопонимания.
– Какое финансовое содействие США оказывают Грузии в этом году и как распределяются средства?
– США выделяют Грузии около 59 миллионов долларов. Это часть программы помощи, которую мы осуществляем в отношении ряда стран в регионе. Мы прежде всего содействуем экономическому росту и развитию Грузии. Деньги распределяются через наши агентства, работающие в координации с посольством США в Тбилиси.
– Одним из препятствий на пути развития экономических отношений России и США остается внешнеторговая ограничительная поправка Джексона-Вэника. Каковы шансы, что Конгресс США отменит ее после ноябрьских промежуточных выборов?
– Экономика – это область, в которой мы хотели бы максимально развивать отношения с Россией. Мы довольны тем экономическим сотрудничеством, которое уже осуществляется. Здесь работает целый ряд американских компаний. И мы хотели бы посмотреть, можно ли продвинуться дальше. Мы поддерживаем вступление России в ВТО. Это очень важный и позитивный шаг. Думаю, что лучше всего по теме поправки Джексона-Вэника высказалась госсекретарь Хиллари Клинтон. По ее словам, данная поправка – это инструмент, который уже отслужил свое. И мы стремимся к новому подходу. Но, конечно, Конгресс США – это орган, который должен будет принять решение. Законодателям необходимо пройти через промежуточные выборы, а затем они рассмотрят этот вопрос в более широком контексте. Есть ряд озабоченностей, которые, как я полагаю, могут повлиять на решение этого вопроса, включая опасения Конгресса относительно состояния демократии в России.
– Когда Москва и Вашингтон снимут последние препятствия на пути России в ВТО?
– Они преодолеваются сейчас. Мы определили ряд двусторонних вопросов, которые необходимо решить, занимаемся этим. Кроме того, необходимо провести некоторые процедурные и нормативные изменения. Как быстро это произойдет, зависит от России. Могут возникнуть многосторонние вопросы, которые тоже надо решить. Мы работаем по всему спектру, чтобы добиться прогресса.
– Как в Вашингтоне смотрят на инициативу президента Медведева по новому Договору о европейской безопасности?
– Мы всегда заинтересованы в хороших идеях. И считаем, что предложение президента Медведева уже произвело положительное воздействие, подтолкнув к новому осмыслению проблемы, развитию дискуссии как посредством процесса Корфу в рамках ОБСЕ, так и в более общем плане. Мы задаемся вопросом, является ли договор правильным форматом. Но мы открыты к диалогу с РФ по подходу к европейской безопасности в целом. Мы хотим продвигаться вперед в максимально эффективном ключе. Понедельник и вторник я провела в дискуссиях с госчиновниками и частными экспертами по всей корзине вопросов безопасности. В этом контексте мы говорили и об инициативе президента Медведева. Мы обсуждали ряд институтов, которые занимаются европейской безопасностью.
– Как продвигается обсуждение потенциального сотрудничества России и США в сфере европейской ПРО?
– Думаю, что по этому вопросу возникло серьезное недопонимание. Администрация Обамы выступила с новым подходом к ПРО, который значительно отличался от взглядов Буша. Это программа, которая, по нашему мнению, отвечает нынешней ситуации на европейском континенте. Мы исповедуем фазовый адаптивный подход к развертыванию системы. Программа предлагает серьезные возможности для сотрудничества между НАТО и РФ. Одновременно США и Россия работают в двустороннем формате над решением вопросов ПРО, начиная с совместной оценки угроз и заканчивая обменом данных, а также возможной практической кооперацией. Мы заинтересованы в продвижении вперед в рамках диалога РФ–НАТО и рассмотрении возможностей совместной оценки обстановки.
– На приближающемся саммите НАТО должна быть одобрена новая концепция НАТО. Как принятие документа могло бы повлиять на ситуацию с безопасностью в Евро-Атлантическом регионе?
– Я участвовала в разработке прежней концепции НАТО в 1999 году. Это документ, в котором описывается восприятие стратегической обстановки, а также общая траектория для союза. Это не подробный генплан, который будет диктовать любое решение альянса, а общий проект, в котором, насколько я понимаю, будут точно охарактеризованы отношения между НАТО и РФ. А именно, что в течение длительного времени НАТО не рассматривает Россию как соперника, а скорее считает ее стратегическим партнером. Ожидаю, что в концепции будет зафиксировано сильное желание продвигать партнерство НАТО с РФ. Речь идет о моих предположениях, поскольку над документом продолжает работать генеральный секретарь НАТО.