Китай стал второй экономической державой мира. Через 15 лет он может обойти и США. Опираясь на растущую мощь, КНР все активнее претендует на роль лидера в Восточной Азии. Эти претензии пугают соседей, вынуждая их искать защиты у Вашингтона.
То, что давно ожидалось, свершилось. По данным агентства Reuters, ссылающегося на данные Всемирного банка и банка Goldman Sachs, Китай не только оставил позади Японию, но к 2025 году может стать первой экономической державой мира. Это, впрочем, будет зависеть от обменного курса юаня.
Китайская экономика выросла в первой половине 2010 года на 11,1% по сравнению с тем же периодом прошлого года. И она, вероятно, покажет рост в 9% в годовом исчислении, заявил И Ган, руководитель управления валютного контроля Китая.
По его словам, если Китай сможет поддерживать рост в 7–8% в год в этом десятилетии, это будет успехом. А если будет достигнут рост в 5–6% в 20-х годах, то это будет означать, что КНР быстро развивалась в течение 50 лет.
В то же время чиновник признал, что эти достижения не стоит переоценивать, поскольку Китай остается развивающейся страной. В самом деле, доход на душу населения составляет примерно 3800 долл. в год. Тут Поднебесная далеко отстала от Японии и Америки.
Комментируя по просьбе «НГ» сообщение Reuters, заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев отметил, что оно не стало неожиданностью для специалистов. «Все знали примерные темпы роста Китая и ожидали, что он переместится с третьего на второе место. Этому способствовало плавное повышение курса китайской валюты. Юань привязан к доллару. Но теперь привязка не такая жесткая. Возможно, через несколько лет обменный курс юаня будет свободно колебаться. По паритету покупательной способности Китай давно обошел Японию. А теперь благодаря укреплению юаня он вырвался на второе место и по методике подсчета по обменному курсу валюты».
Но как долго Китай сможет поддерживать нынешние темпы роста? Большая часть специалистов полагает, что Китай постепенно будет переходить к более умеренным темпам – 7,5–8% в год. Это оптимистический сценарий, он позволил бы избежать серьезных диспропорций, социальной напряженности. Но другая часть аналитиков ждет замедления по более крутой траектории в ближайшие пять–восемь лет. Они ссылаются на то, что зарплаты китайских работников растут. Из-за этого иностранные корпорации переносят производство в более бедные страны, подобные Бангладеш. Но такие государства даже близко к Китаю не стоят по уровню развития инфраструктуры. Так что его притягательность для иностранных инвесторов сохранится.
Кроме того, нужно учитывать, что темпы роста в КНР за последние 30 лет равнялись 9,7% в год в среднем. Прогнозы, предсказывавшие в конце 80-х и в 1997–1998 годах резкое замедление, не сбылись. «Исходя из этого, можно прийти к выводу, что и в будущем высокие темпы сохранятся», – заключил эксперт.
Экономические успехи позволяют КНР играть все более значительную роль на международной арене. Она, например, стала одним из самых влиятельных членов G8. Но рост мощи вооруженных сил и претензии Пекина на контроль над территориями, которые соседи «срединного государства» считают своими, вызывают опасения в странах Восточной Азии.
Так, на днях представитель Министерства обороны КНР старший полковник Гэн Яншэн заявил, что Китай обладает неоспоримым суверенитетом над Южно-Китайским морем.
Слова этого должностного лица стали ответом на попытку США, Вьетнама и ряда других стран Юго-Восточной Азии оспорить притязания Пекина на все море, через которое проходят важнейшие маршруты торговых судов. Как уже писала «НГ», госсекретарь США Хиллари Клинтон на региональном форуме в Ханое потребовала соблюдать свободу судоходства в Южно-Китайском море.
По сведениям газеты Washington Post, демарш против претензий Пекина инициировали США и Вьетнам. Этому способствовали «все более агрессивные акции» китайского ВМФ. Он захватывал рыболовные суда и арестовывал моряков из других стран. В последние месяцы в этих стычках дело доходило до стрельбы.