Суды над российскими «агентами» в США еще предстоят, но союзники Вашингтона уже начали содействовать старшему партнеру. Английская контрразведка MI-5 выясняет, чем занималась арестованная Анна Чепмен в Британии. Турецкая разведка расследует, что она делала в Стамбуле. Между тем спецслужбам пока не удается выйти на след 11-го подозреваемого, который был отпущен под залог на Кипре.
Чепмен, как утверждают английские газеты, почти пять лет работала в Лондоне. Причем несколько раз переходила с одной работы на другую. Однако кадровики банка Barсlays, где якобы она служила, не смогли найти упоминание о таком работнике в своих архивах. Однако фирма NetJets Europe, которая занимается арендой самолетов для частных клиентов, обнаружила, что Чепмен у нее работала несколько месяцев.
В расследовании участвует и МИД Англии. МI-5 и МИД выясняют, не занималась ли девушка подрывной деятельностью в Англии и не имеет ли она британского паспорта.
Не остались в стороне от охоты на злоумышленников и турецкие спецслужбы. Оказывается, Чепмен не далее как в мае побывала в Стамбуле в обществе длинноногой блондинки. Турецкая разведка пытается установить, какова была цель путешествия.
Подключились к охоте, хотя, видно, без особого рвения, и полицейские Кипра. В этой республике с задержанием 11-го подозреваемого, канадца по паспорту, произошел конфуз. 54-летний Роберт Кристофер Матсос был арестован по ордеру, выписанному американским ФБР, но отпущен под залог в более чем 20 тыс. долл. По условиям залога он должен был ежедневно отмечаться в полиции города Ларнака. Но в участок в назначенное время не пришел. Местный адвокат Матсоса признался, что в глаза не видел своего подопечного. «Как я могу его представлять?» – вопрошает адвокат.
Как пишет New York Times, в ФБР полагают, что Матсос играл роль связного в шпионской ячейке. Он получал деньги из «центра» и распределял между другими агентами. Для этого якобы использовалась «технология», напоминающая эпизоды из романов Ле Карре. Матсос закапывал пачки с долларами в парке неподалеку от Нью-Йорка, а затем его коллеги откапывали их.
Полиция Кипра издала ордер на повторный арест Матсоса. Но, как полагают американские спецслужбы, его уже вывезла из страны Служба внешней разведки России. Для этого есть вполне подходящий маршрут. Из греческой части Кипра несложно перейти в северную часть острова – Турецкую Республику Северный Кипр. А с ней США не имеют договора об экстрадиции.
Разоблачение русской «шпионской сети» не могло не оказать воздействия на отношения между Москвой и Вашингтоном. Но у этой истории есть и гуманитарное измерение. Четыре пары среди задержанных имеют детей. По правилам несовершеннолетние дети задержанных передаются органам опеки. Представитель Министерства юстиции США, ссылаясь на закон, отказался сообщить прессе сведения о том, что с ними стало. По сведениям СМИ, детей одной из семей забрал друг этой семьи.
В комментарии для американской компании CNN бывший офицер ЦРУ Питер Эрнест сказал: «Откровенно говоря, в мире, где даже союзники шпионят друг за другом, российская разведслужба оказалась бы совершенно некомпетентной, если бы не шпионила за нами».
В беседе с «НГ» полковник ГРУ в отставке Виталий Шлыков отметил, что после ознакомления с докладом ФБР он считает версию о шпионской сети в США весьма достоверной. Методам, которые использовали ее участники, всегда обучали в наших разведшколах. Эти методы надежные. Собеседник не знает, почему случился провал. Но эти люди заслуживают нашей симпатии и поддержки.
«В прессе есть столько ни на чем не основанных сообщений. Надо понимать, что сотрудники нелегальной разведки не обязаны добывать секреты, шпионить. Их задача – влиться в иностранную среду и ждать, пока последует указание действовать.
Прежде, в советское время, наши власти почти никогда не признавали наших разоблаченных разведчиков-нелегалов своими. Так было с Абелем, Молодым. И только через несколько лет начинали добиваться их обмена на вражеских агентов. А теперь наша сторона назвала арестованных российскими гражданами. Россия будет требовать доступа к ним консульских работников. Значит, будут требовать и освобождения. Это правильный подход», – заключил эксперт.