Лидеры «большой восьмерки» подтвердили значимость этого международного форума.
Фото Reuters
Вчера в Канаде завершилась серия встреч на высшем уровне, в ходе которых обсуждались глобальные экономические и политические вопросы. Одним из главных итогов саммита «группы 20» стало решение о снижении бюджетных дефицитов ведущих стран вдвое к 2013 году. Предшествовавшая «двадцатке» встреча «большой восьмерки», в свою очередь, пыталась уточнить границы разделения труда между G8, ООН и G20.
Несмотря на большой объем печатной продукции по итогам саммита «восьмерки», который проходил в Мускоке (Канада) 25–26 июня, наблюдатели оценивают его результаты как скромные. По словам помощника президента Дмитрия Медведева Аркадия Дворковича, главный итог саммита – «это достижение большего взаимопонимания по наиболее острым вопросам глобальной повестки дня».
В пространной Мускокской декларации Иран вновь призвали выполнить требования СБ ООН и МАГАТЭ. «Восьмерка» осудила совершенную 26 марта атаку, ставшую причиной затопления военного корабля Республики Корея «Чхонан». Лидеры также приветствовали начало непрямых переговоров между палестинцами и Израилем. Лишь в случае успешного продвижения этих переговоров станет возможной разрекламированная Московская мирная конференция по Ближнему Востоку.
В Мускоке пришлось признать, что финансово-экономический кризис поставил под вопрос реализацию некоторых целей развития тысячелетия в соответствии с графиком. Лидеры, однако, взяли на себя новые обязательства, объявив об инициативе по снижению младенческой и материнской смертности, которую Дворкович назвал главной инициативой саммита. Ее цели: к 2015 году сократить на 2/3 по сравнению с 1990 годом показатель смертности детей в возрасте до пяти лет, снизить на 3/4 к 2015 году показатель материнской смертности, достичь к 2015 году всеобщего доступа к услугам по репродуктивному здоровью. В этих целях «группа восьми» обязалась мобилизовать 5 млрд. долл.
Мускокская встреча продемонстрировала, что «восьмерка» намерена и далее претендовать на роль ведущего форума по обсуждению глобальных политических проблем. Главы государств и правительств, кстати, обсуждали вопросы разделения труда между G8, G20 и ООН. В Москве отмечают, что ООН – наиболее универсальная организация, но достичь согласия по какому-либо вопросу там сложно. «Восьмерка» и «двадцатка» являются «наиболее работоспособными механизмами», и расширять их не стоит. G8 – для обсуждения прежде всего глобальных политических вопросов, «двадцатка» – для дискуссии по экономическим и финансовым вопросам. Наблюдатели отмечают: Москве важно гарантировать, чтобы деятельность «двадцатки» и особенно «восьмерки» дополняла, а не подменяла ООН.
Тем временем вчера в Торонто завершился саммит G20. На повестке дня стоял вопрос сокращения бюджетных дефицитов, обострившийся после кризиса задолженности в Греции. Сообщается, что европейцам удалось убедить американцев подписаться под коммюнике, в котором говорится о необходимости сократить бюджетный дефицит вдвое к 2013 году. Вашингтон, правда, по-прежнему предостерегает партнеров от резкого сокращения госрасходов, которое могло бы вызвать вторую волну кризиса.
По словам вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, которого цитирует РИА Новости, с 2011 года все ведущие страны начинают снижать свои дефициты. Коллективное решение в Торонто позволит правительствам стран встроиться в согласованный график, по которому пойдет и Россия. «Если у нас в этом году мы ожидаем дефицит около 5,4%, то уже в 2013 году – около 2%», – сказал Кудрин.
Лидеры «двадцатки» также рассмотрели вопрос реформирования МВФ. План состоит в том, чтобы завершить переговоры по данному сюжету до саммита «двадцатки» в Корее в ноябре. В проекте коммюнике G20 значилось, что руководители МВФ и ВБ должны отныне назначаться без оглядки на их национальность, сообщило DPA. До сих пор Всемирный банк возглавлялся американцем, а МВФ – европейцем.
Тем временем еще одно нововведение – глобальный налог на банки – не прошло. Как сообщает Reuters, дебаты по этому вопросу теперь официально заглохли, так как в проекте коммюнике четко говорится: «Некоторые страны вводят финансовый налог. Другие страны применяют иные подходы».