В канун саммитов G8 и G20 Америка и Европа серьезно разошлись в вопросах «стратегии выхода» из кризиса, а также профилактики мировых финансовых рынков. Столкнулись две концепции. Федеральный канцлер Ангела Меркель публично отклонила соображения американского президента Барака Обамы, высказанные им в послании всем лидерам «двадцатки» в конце прошлой недели.
Спор принял характер полемики. Это побудило влиятельную немецкую газету Frankfurter Allgemeine Zeitung подать берлинский ответ на президентское послание под заголовком «Меркель отшила Обаму». На фоне таких комментариев стороны постарались приглушить остроту противостояния. В понедельник вечером состоялся внеплановый телефонный разговор Меркель–Обама. После этого в берлинских правительственных кругах подчеркнули, что контакт прошел «в очень хорошем настроении», а американо-германские разночтения прессой преувеличиваются. В свою очередь, представитель Белого дома Билл Бертон сказал, что президент дорожит «великолепными отношениями» с канцлерин.
Financial Times Deutschland не без иронии пишет: «Канцлерин Меркель и президент США Обама пообщались по телефону 20 минут, и все уже опять в полном порядке. По заверениям федерального правительства разногласий по стратегии выхода нет».
Но в действительности суть противостояния позиций сохранилась. Послание Обамы построено вокруг обеспокоенности со стороны США утверждающейся в ЕС приоритетностью мер жесткой бюджетной экономии как непременного условия стабилизации европейской валюты и предотвращения новых греческих трагедий. Не исключено, что подспудно имеют место и извечная политическая настороженность Вашингтона в отношении любого самостоятельного выбора стран ЕС. Ведь о принятых или планируемых программах экономии уже объявлено в Мадриде, Риме, Париже, Афинах, Будапеште, Бухаресте и ряде других столиц стран ЕС, не говоря о Берлине с его «пакетом экономии» на 80 млрд. евро. Во вторник сообщения об аналогичных мерах поступили из Лондона. Ранее, 17 июня, саммит ЕС ориентировал сообщество на возвращение к параметрам Маастрихского договора, согласно которому дефицит любой из 27 стран не должен превышать 3% бюджета, а государственный долг – не более 40% ВВП.
В Европе имидж наиболее настойчивого сторонника сокращения госрасходов и долгов обрели Германия и лично Меркель. Это делало их главным европейским адресатом послания Обамы и соответственно требовало именно немецкого ответа. Как известно, Вашингтон призвал воздержаться от слишком поспешной переориентации на жесткую бюджетную экономию. По мнению США, сокращение общественных расходов может серьезно угрожать выздоровлению мирового хозяйства. Поэтому график и темпы мер консолидации в отдельных странах должны учитывать потребности мировой экономики. Американская концепция не только не отменяет, а, по существу, ориентирует на дальнейшее финансовое стимулирование внутренней конъюнктуры.
По убеждению Меркель, такой путь однако «не может быть решением». По ее словам, в условиях наблюдаемого оживления экономики было бы неразумно продолжать применять дорогостоящие конъюнктурные программы. Приверженцев финансовых накачек канцлерин предупреждает: «Если вместо того, чтобы выйти на тропу стабильного роста, мы снова породим пузырь роста, то заплатим за это следующим кризисом».
Глава правительства ФРГ высказалась после встречи в своей берлинской резиденции с экспертной группой «Новая архитектура финансового рынка». Группа во главе с бывшим главным экономистом Европейского центробанка Отмаром Иссингом предоставила ей новые данные. По этим подсчетам, только в этом году США, Япония, Великобритания и страны зоны евро нуждаются в совокупности примерно в 5,5 трлн. долл. для обслуживания старых кредитов и покрытия актуальных дефицитов. Это еще один сигнал, подтверждающий предупреждения канцлерин о том, что наращивание долгов чревато новым кризисом.
Одновременно Берлином были отвергнуты опасения США и поддерживающей их Канады, что курс европейцев на экономию может обострить глобальное неравновесие платежных и торговых балансов.
По мнению экспертов, противоречивые установки, отстаиваемые США и Германией, оставляют немного шансов на компромисс в Оттаве. Тем более что речь идет не только о «стратегии выхода» из кризиса. Камнем преткновения является также «кризисное финансирование». По инициативе Берлина, согласованной с Парижем, ЕС представит в Торонто документ, предлагающий глобальное взимание с банков взноса на случай непредвиденных кризисных ситуаций этих институтов. Касаясь этой темы, Меркель заявила во вторник: «Я буду бороться».