На заводе в Суйфэнхэ (КНР) ведется переработка российской древесины.
Фото Reuters
Пекинский банк предоставит кредит на строительство рудника близ границы с КНР. Его продукцию будет закупать Китай. Эксперты «НГ» говорят, что без его участия трудно поднять экономику Дальнего Востока и Восточной Сибири. Но ценой инвестиций может стать превращение этих регионов в сырьевой придаток КНР.
Банк промышленности и коммерции Китая и российская горнодобывающая компания «Петропавловск», зарегистрированная в Лондоне, договорились о том, что китайская сторона предоставит ей заем на 400 млн. долл. Об этом сообщило агентство Bloomberg. Газета New York Times подтвердила, что представители банка, посетившие Кимканское месторождение железной руды в Еврейской автономной области, в принципе согласились выдать заем.
Запасы железной руды в Приамурье и Еврейской автономной области оцениваются примерно в 1 млрд. тонн. Их достаточно, чтобы сделать сотни миллионов автомобилей, сказали российские геологи американской газете. Месторождения расположены недалеко от границы с Китаем. Он естественный потребитель продукции рудников.
Джей Хамбро, главный советник по инвестициям компании «Петропавловск», сказал, что производство на копях Куранах возобновится в июле. Планируется ежегодно добывать 900 тыс. тонн железной руды. Продукция будет закупаться китайской компанией Jianlong Iron&Steel Group.
В беседе с «НГ» аналитик по металлургии компании «Уралсиб кэпител» Николай Сосновский отметил, что «выполнение проекта находится на самой начальной стадии. Но подготовительные работы уже идут.
Китайская сторона поставит оборудование и построит под ключ завод горячебрикетированного железа в России. Строить завод будут китайцы. А работать на нем – россияне. Персонал – 500–1000 человек. Проблему занятости в Дальневосточном регионе это не решит, но налоговые поступления в местную казну увеличатся. Этот проект вписывается в программу сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и северо-востока КНР на 2009–2018 годы, подписанную президентами двух государств в прошлом году».
Проект предполагает не только добычу, но и обогащение руды, получение концентрата, который может идти в металлургический процесс. То есть в России будет создаваться добавленная стоимость. Потребуется строить железнодорожные ветки, а также мост в Китай через Амур.
История моста обзавелась бородой. Стороны обсуждают эту идею с 90-х годов. Предполагалось соорудить автомобильный мост. Но дальше дискуссий и расчетов дело не двинулось. А сейчас речь идет о железнодорожном мосте, чтобы по нему можно было везти руду напрямую к потребителю.
Перспективы проекта зависят и от цен на железную руду. После кризиса они восстанавливаются. По мнению ряда экспертов, Китай с его стремительно растущими потребностями в минеральном сырье не менее заинтересован в разработке месторождений в России, чем российские власти в китайских капиталах.
По данным западной прессы, из России в КНР ежедневно по железной дороге переправляется 400 тыс. баррелей нефти. Помимо этого в Поднебесную уходит российский лес-кругляк. А китайские сельскохозяйственные предприятия, как утверждается, получили 350 тыс. га пашни в аренду в России. Только с участием фирм города Муданьцзян на северо-востоке Китая в России создано более 30 ферм и предприятий по переработке сельхозпродукции, сообщает сайт ChinaPRO.ru.
«Россия и Китай – это совершенная пара. У России есть ресурсы, в которых нуждается Китай, а Россия нуждается в капиталах. У Китая есть избыточные сбережения», – пишет New York Times, ссылаясь на исследование, проведенное компанией «Тройка Диалог».
Но не все российские эксперты разделяют столь радужную оценку.
«У Китая колоссальные преимущества перед Россией. Наш Дальневосточный край далек от европейской части страны, а Китай – близко. Денег у нас на инвестиции нет, значит, нужно брать кредиты у китайцев. А это предполагает уступки по цене. Не только цену, но ассортимент продукции будет диктовать Китай, – сказал «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин. – Дальний Восток уже находится в экономической зависимости от КНР. Не исключено, что в будущем он превратится в ее сырьевой придаток. Конечно, альтернатива такому сценарию существует. Обе стороны говорят о необходимости «соразвития». Но будет ли эта установка претворяться в жизнь?»
На днях, увы, пришло подтверждение тому, что Пекин готов получать российское сырье, но не очень заинтересован в сотрудничестве в сфере высоких технологий. Он отказался от предложения участвовать в создании вместе с Россией нового пассажирского авиалайнера MС-21.