0
908
Газета В мире Интернет-версия

11.06.2010 00:00:00

GM отказано в немецком госкредите

Тэги: опель, германия, скандал


Негативное для американцев решение министр экономики Райнер Брюдерле мотивировал тем, что GM имеет «в кассе около 10 млрд. долл. свободных средств» и в состоянии осуществить реструктуризацию европейских предприятий без кредитных госгарантий Берлина. Кроме того, GM претендовал на средства из «Немецкого фонда». Этот фонд в размере 100 млрд. евро был учрежден федеральным правительством в рамках «второго конъюнктурного пакета» для поддержки пострадавших от кризиса предприятий. Но беды европейской «дочки» американского автогиганта явно не подпадают под эти критерии: было признано, что они следствие ошибочного детройтского менеджмента. Тем не менее при обоснованной рыночной аргументации решения министра экономики по-видимому не были в достаточной степени учтены политические, социальные и психологические аспекты ситуации с Opel, имеющие значение как для общественных настроений, так и дел в ЕС.

Во-первых, соответствующие земельные правительства, озабоченные сохранением автозаводов и предотвращением на них критических увольнений, выразили готовность участвовать в софинансировании требуемого GM кредита из своих региональных средств. Во-вторых, опасаясь в противном случае закрытия не только антверпенского предприятия, но и немецких заводов, производственный совет Opel тоже настаивал, чтобы федеральное правительство удовлетворило финансовые ожидания Детройта. В-третьих, от берлинского решения относительно заявки GM на 1,1 млрд. евро зависело выполнение предварительных обещаний правительств Великобритании, Испании и других стран о своей доле в 800 млн. евро на ту же реструктуризацию европейских производств американского концерна.

Похоже, что в совокупности это и побудило Меркель на молниеносную и в равной степени необычную реакцию. Она впервые открыто признала наличие в ее кабинете разногласий: «Я думаю ясно, что по этому вопросу в коалиции господствуют различные мнения, и это не со вчерашнего дня». По ее словам, позиция Брюдерле является выражением этих споров.

Остается, однако, вопрос, неужто министр экономики совсем не посчитался с главой правительства, да еще в весьма серьезном вопросе. Обычно такие вещи оборачиваются отставками и кризисами кабинета. Но ничего подобного в Берлине не ожидается. Ссылка на разногласия вполне может послужить «подушкой безопасности», смягчающей заранее ожидаемый удар критики и недовольства. Он сразу последовал. Председатель центрального производственного совета концерна Opel Клаус Франц сразу заявил, что решение Брюдерле встречено в рабочих коллективах с «великим непониманием» и бросает их «на произвол судьбы». О «разочаровании» сообщило и руководство GM.

К сожалению, информации о чем договорились вчера на встрече в берлинской резиденции канцлера, прошедшей по сообщениям СМИ без министра экономики, до сдачи этого номера «НГ» в печать не было. Но накануне Меркель сказала, что «сделает все, чтобы работники, которые так выступали за сохранение предприятий Opel, получили имеющуюся в нашем распоряжении возможную помощь и поддержку». В свою очередь, премьер-министр Рейнланд-Пфальца Курт Бек заявил: «Мы исходим из того, что канцлерин даст нам обещания помощи».

Что касается «Немецкого фонда», то его использование решением Минэкономики исключено. Это уже признает шеф концерна Opel Ник Райли. Теперь он надеется получить от 25 до 50% первоначально затребованного кредита, но уже только от федеральных земель. Иное получение немецких средств на реструктуризацию проблематично.

Альтернативным слывет использование Европейского инвестиционного банка со штаб-квартирой в Люксембурге. Но его кредиты предназначены исключительно на развитие новых технологий. Немецкие СМИ полагают, что Берлин, быть может, использует этот канал. Однако это тоже связано с предоставлением кредитных госгарантий, а после решения Минэкономики, по мнению Spiegel, весьма сомнительно, чтобы Брюдерле дал ни них согласие.

Представитель Opel осторожно сказал, что, поскольку ситуация изменилась и «Немецкий фонд» стал недоступен, концерн, конечно, «попробует выяснить возможности Европейского инвестбанка». Представитель же банка уточнил, что пока эта тема не поднималась. В любом случае ясно, что новые варианты потребуют новых переговоров, оценок и согласований, которые опять могут затянуть выяснение судьбы предприятий Opel и привнести новые тревоги в их коллективы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
993
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1637
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1467
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2768

Другие новости