20 лет назад в разгар переговоров «два плюс четыре» о единстве Германии советская сторона якобы намекнула ФРГ о готовности обсудить статус Калининградской области, возникшей после войны на территории части бывшей Восточной Пруссии. Это вытекает из секретной шифровки западногерманского посольства в Москве, поступившей в Бонн 2 июля 1990 года.
Взрывоопасную информацию доложил тогдашний руководитель политического отдела посольства ФРГ в СССР Йоахим фон Арним. Согласно публикации выходящего сегодня очередного номера еженедельника Spiegel, которому стало известно содержание дотоле секретной депеши, немецкий дипломат изложил в ней разговор с неким советским генерал-майором Гели Батениным. Последний дал в этой беседе понять, что в рамках вопроса о немецком воссоединении Москва может пойти и на обсуждение статуса советской части бывшей Восточной Пруссии. В посольской шифровке приводятся слова Батенина, что «существует вопрос северной Восточной Пруссии» и «эта проблема рано или поздно все равно встанет для Советского Союза и Германии».
В то время майской встречей министров иностранных дел ФРГ и ГДР и держав-победительниц СССР, США, Великобритании и Франции уже началась активная фаза переговоров по формуле «2+4» о международных условиях объединения Германии. Для Бонна главным было решить проблему поглощения ГДР, не отягощая переговорный процесс дополнительными темами. Посчитав, что его советский собеседник связан со спецслужбами, Йоахим фон Арним не поддался на услышанные авансы. Он заявил в ответ, что «при объединении речь идет только о Федеративной Республике Германия и ГДР и всем Берлине». А ежели «у Советского Союза есть проблемы с развитием Северной Пруссии, то это его дело».
Согласно источникам «НГ», Йоахим фон Арним и поныне здравствует, но уже находится на пенсии. Сведений о его московском собеседнике, пытавшемся «соблазнить» Бонн перспективой получения Калининграда, имеющиеся каналы не дают. Spiegel в своем комментарии причисляет Батенина к «реформистскому крылу советских военных». Но в архиве «НГ» имеется статья Berliner Zeitung от 5 мая 1990 года, в которой приводятся ссылки на интервью «советского генерал-майора Гели Батенина». Представленный как «военный эксперт ЦК», газета писала, что «в случае членства объединенной Германии в НАТО Батенин предпочитает прием ее в политическую организацию альянса при одновременном ограничении ее военной интеграции территорией существовавшей ФРГ». Таким образом, в его лице речь, по-видимому, идет об одной из ряда закулисных фигур, игравших или пытавшихся играть некую роль в сумбуре тогдашней линии Кремля в германском вопросе.
В условиях политического развала, катастрофической ситуации с экономикой и снабжением населения Советский Союз вел эти переговоры в 1990 году с протянутой рукой. Москва отчаянно нуждалась в миллиардных кредитах для закупки продовольствия. Собственно говоря, получить их у федерального правительства было главной миссией главы советского МИДа Эдуарда Шеварднадзе, когда он приехал в мае в Бонн на первое заседание группы «2+4». Поэтому нельзя исключать, что в сложившейся тогда ситуации в неких московских инстанциях вполне могла возникнуть абсурдная идея сбыть Калининградскую область и подкинуть ее как пробный камень дипломатам ФРГ.
Как известно, советская позиция в германском объединении изложена во многих книгах и документах. Но, как свидетельствует шифровка 20-летней давности боннского посольства в Москве, в этом процессе со временем может обнаружиться еще не один секретный эпизод.