Пекин наращивает свой парк ракет.
Фото Reuters
КНР строит атомные подлодки и отказывается сокращать ядерный арсенал. Он не велик по сравнению с российским и американским и предназначен только для обороны, заявляет Пекин. Но западные аналитики обвиняют Китай в том, что он модернизирует свои ядерные силы втайне.
В начале мая в Нью-Йорке открывается конференция по проблеме нераспространения ядерного оружия. В преддверии этого события западные аналитики обвинили Китай в том, что он не желает присоединяться к процессу сокращения ядерных арсеналов, который инициировали США и Россия.
Китай займет промежуточную позицию между главными ядерными державами и теми странами, которые атомным оружием не обладают, предсказывает авторитетный Институт исследования мира в Стокгольме (SIPRI).
Подписание президентами России и США Договора о стратегических наступательных вооружениях поставило в повестку дня вопрос, зачем Китай интенсивно проводит модернизацию своих ядерных сил. Если державы, обладающие самыми крупными арсеналами, их сокращают, то почему Китай и другие члены эксклюзивного ядерного клуба не идут по тому же пути?
На предстоящей конференции Китай, вероятно, отклонит призывы застопорить развитие его ядерных средств и поддержит требования неядерных государств о том, чтобы Вашингтон и Москва провели более глубокие сокращения своих боезарядов. «Китай скорее всего не примет участия в односторонних или многосторонних мероприятиях по ядерному разоружению в ближайшей или среднесрочной перспективе», – утверждает в своем докладе директор Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI) Бейтс Гилл. По его мнению, Пекин будет продолжать обновлять свой арсенал. Оставаясь членом ядерного клуба, он в то же время будет поддерживать претензии к нему развивающихся стран.
Согласно новому Договору о СНВ, Россия и США должны ограничить число развернутых боеголовок до 1550. По данным SIPRI, Китай имеет 186 развернутых стратегических ядерных боеголовок. Он заявляет, что никогда не применит эти средства первым. Но в связи с тем, что США развивают технологию противоракетной обороны, Пекин опасается, что его «средство возмездия» станет бесполезным. Ответ Пекина вероятному противнику, по сведениям агентства Reuters, заключается в том, что он заменяет ракеты на жидком топливе на твердотопливные и строит новые подлодки класса «Цзинь», оснащенные баллистическими ракетами.
В то время как другие члены ядерного клуба в той или иной мере раскрывают данные о своих арсеналах, китайская программа остается закрытой для посторонних глаз. Все сведения о ней почерпнуты из сообщений западных разведок. Это, как утверждают чины Пентагона, создает атмосферу непредсказуемости в том, что касается оценки стратегических планов Пекина.
Не успел SIPRI опубликовать свой доклад, как на него очень оперативно откликнулся Пекин. Представитель МИД КНР сказал газете Global Times, издающейся в столице КНР, что Китай никогда не уклонялся от ответственности за ядерное разоружение и выступает за полный запрет и уничтожение ядерного оружия. А Гу Голян, эксперт по контролю над вооружениями в Академии социальных наук Китая, заявил, что доклад Гилла искажает политику КНР. Китай хочет лишь иметь средство стратегического сдерживания против ядерных сверхдержав, которые используют свое превосходство для вмешательства в его внутренние дела.
Как видим, еще до открытия конференции в Нью-Йорке между западными и китайскими специалистами по разоружению завязалась бурная полемика.
Комментируя высказывания обеих сторон, заведующий отделом разоружения и урегулирования конфликтов ИМЭМО РАН Александр Пикаев подтвердил, что данные о состоянии китайских ядерных сил основаны на предположениях. Если у Китая не больше 200 боезарядов, то его потенциал меньше, чем, скажем, у Израиля. Но скорее реальности соответствует цифра в 500 боезарядов.
«Как бы то ни было, сейчас Китай создает морскую компоненту ядерной триады. Американские спутники засекли две строящиеся подлодки с 12 пусковыми установками. Не исключено, что баллистические ракеты будут нести боеголовки с разделяющимися головными частями. Это означает, что китайский потенциал увеличится сразу на сотни боезарядов. Перспектива тревожная. В интересах самого Китая было бы информировать партнеров по переговорам о том, что представляют собой его ядерные силы. Это создало бы необходимую атмосферу доверия», – заключил эксперт.