«Мистраль» стал и в НАТО яблоком раздора.
Фото Даниила Борисова
12 апреля начались военно-морские и военно-воздушные учения стран Североатлантического альянса Brilliant Mariner и Brilliant Ardent. Продлятся они до 22 апреля и пройдут в воздухе и в морских акваториях Балтийского и Северного морей. По словам российского постпреда в НАТО Дмитрия Рогозина, маневры масштабные. В них принимают участие 6500 человек личного состава, 36 надводных кораблей, 4 подводные лодки, 30 летательных аппаратов из 12 стран. А именно из Бельгии, Дании, Эстонии, Франции, Германии, Нидерландов, Норвегии, Польши, Испании, Великобритании, США. Военнослужащие нейтральной Швеции участвуют в них на правах партнера. При этом Германия и Дания – принимающие стороны. То есть основные события будут проходить на их территориях, в их воздушном пространстве и территориальных водах.
Дмитрий Рогозин считает, что эти учения – своеобразная проработка ситуации, связанной с событиями августа 2008 года вокруг Южной Осетии. «Что интересно, – заявил он СМИ, – сценарий приблизительно напоминает натовское видение событий в Грузии. Одно государство пытается отторгнуть часть территории другого государства, для чего ополченцы этой части при поддержке агрессора проводят этнические чистки. ООН попросила НАТО заняться вопросом, чтобы «вернуть мир» в указанный район».
Не остался в долгу перед российским постпредом и генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен. Комментируя предстоящие учения альянса в присутствии литовского премьера Андрюса Кубилюса, он сказал, что «состоявшиеся осенью прошлого года крупномасштабные российские военные учения («Запад-2010». – «НГ»), обеспокоенность в связи с которыми высказала и Литва, не отвечали создаваемому позитивному духу отношений между Брюсселем и Москвой». Тому самому, «с которым мы пытались улучшить отношения между Россией и НАТО». «Я надеюсь, – заявил генсек, – что в дальнейшем мы больше не увидим таких учений».
Претензии Расмуссена, как известно, вызваны тем, что тем «учениям недоставало прозрачности». Там, по официальным данным, принимали участие более 10 тысяч военнослужащих, а как требует Основополагающий акт Россия–НАТО, в этом случае нужно приглашать в качестве наблюдателей представителей альянса. Но Москва этот упрек не принимает. Дело в том, что учения «Запад-2010» проходили на территории Белоруссии и приглашение должен был рассылать Минск. Что, кстати, белорусские власти и сделали. На тех маневрах присутствовали представители стран, входящих в Североатлантический союз. Но только те, кого позвали в Минске. Россия не могла настаивать на своих условиях.
Расмуссен заметил, что в Брюсселе «не считали их угрозой ни для одного союзника по НАТО», тем не менее в отличие от «Запада-2010» учения альянса будут совершенно прозрачными и соответствующими всем соглашениям между Москвой и Брюсселем.
Интересная подробность Brilliant Mariner. Руководить этими учениями будет французский адмирал Жан-Луи Кериньяр. А его «командирской рубкой» на морских маневрах будет вертолетоносец «Мистраль», тот самый, который хочет купить Россия, а потом по лицензии делать такие корабли на своих верфях. Заместитель министра обороны России – начальник вооружений Вооруженных сил генерал армии Владимир Поповкин на прошлой неделе заявил, что он нужен нам для защиты, если потребуется, Калининградского анклава и Курильских островов.
Но по поводу этого контракта в НАТО уже идут очень острые дискуссии. Страны Балтии настаивают на запрете его продажи России. Они считают, что он может быть использован для нападения на них по югоосетинскому сценарию. Не в восторге от такой сделки и США. Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен говорит, что он понимает опасения некоторых союзников, и знает, что эти опасения были высказаны правительству Франции. Из Парижа, в свою очередь, раздаются голоса о том, что там собираются продать «Мистраль» без некоторых весьма чувствительных для альянса компонентов. По словам военного эксперта Руслана Пухова, речь идет о боевой информационно-управляющей системе SENIT9, на которую замыкаются многие программы управления силами и средствами альянса. А без нее «Мистраль» не представляет той ценности, которая ему приписывается.
Купит Россия «Мистраль» или не купит – вопрос открытый. Ясно только то, что от слов о готовности и желании сотрудничать с Россией, которые раздаются на всех этажах НАТО, до реального сотрудничества дистанция огромного, порой непреодолимого размера.