Барак Обама снова хочет вернуться в Чехию. Триумфатором.
Фото Reuters
Сегодня должен состояться телефонный разговор президентов России и США Дмитрия Медведева и Барака Обамы. Это подтвердил «НГ» источник в Кремле. Лидеры согласуют детали церемонии подписания подготовленного экспертами и дипломатами нового Договора по сокращению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ). Предположительно она пройдет восьмого числа в Праге. Хотя, как отметил источник «НГ», окончательную дату и место еще предстоит определить самим президентам.
Вашингтон и Москва ревниво смотрят друг на друга, когда речь заходит об анонсировании совместных достижений. Так, заявление анонимного источника в Кремле в среду о том, что «все документы для подписания Договора по стратегическим наступательным вооружениям согласованы», вызвало удивление в Вашингтоне.
Так американские журналисты истолковали ответный комментарий представителя Белого дома Роберта Гиббса. Гиббс отметил, что стороны близки к согласию, но о нем будет объявлено только после беседы двух лидеров. Между тем Москва не спешит подтверждать появившиеся в западной прессе утечки, что документ будет подписан в Праге 8 апреля. В чешской столице год назад Обама изложил свое видение мира без ядерного оружия. Отсюда желание Вашингтона подписать документ в Праге. Но подписание ДСНВ, очевидно, должно стать триумфом и главным на сегодняшний день внешнеполитическим достижением не только для Обамы, но и для Медведева. Поэтому определять место и время подписания Обама и Медведев должны были бы вместе. По словам источника «НГ» в Кремле, «это вопрос удобства и политической целесообразности, которые решают два президента». Наш собеседник дал понять, что с американской стороной достигнута договоренность о проведении сегодня телефонной беседы лидеров.
По некоторым сведениям, ДСНВ предполагает, что РФ и США сократят число развернутых стратегических боеголовок с разрешенных сегодня 2,2 тыс. до 1550. Максимальное количество оперативно развернутых ракет будет ограничено 700, еще 100 будут храниться на складах. В преамбуле договора признается взаимосвязь стратегических наступательных и оборонительных вооружений. Однако в Вашингтоне подчеркивают, что США не пошли на юридически обязывающие ограничения своих планов по развертыванию ПРО. Отчасти данная позиция якобы продиктована опасениями, что в таком виде договор мог бы не пройти ратификацию в Сенате США, где требуется его одобрение 67 законодателями.
Может ли отсутствие в новом ДСНВ конкретных ограничений по ПРО США стать препятствием для ратификации документа российским парламентом? Глава комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов заявил «НГ»: «Думаю, прямо или косвенно соотношение наступательных и оборонительных средств в новом договоре учтено. Поэтому не считаю, что российская Дума будет оспаривать правомерность подписи президента Медведева под этим договором. Напомню также, что между думскими партиями в свое время было заключено соглашение, согласно которому эти партии признают примат национальных, прежде всего внешнеполитических интересов страны над своими партийными программами».
По словам главы думского комитета по международным делам Константина Косачева, ДСНВ, судя по всему, будет внесен в Думу на ратификацию от имени президента. «Исходя из опыта считаю, что он не появится в Думе на следующий день после подписания (президентами)», – заявил депутат «НГ». «Как только договор будет у нас, мы начнем работу безотлагательно. Мы понимаем, что это важнейший для страны документ, и чем больше у нас будет времени изучить его в деталях... тем лучше».
Что касается завершения процесса ратификации в РФ – это вопрос синхронизации действий российских думцев и американских сенаторов. «Мы забегать вперед не намерены», – сказал Косачев. На вопрос, предполагается ли окончательное принятие решения российскими и американскими законодателями в один день, Косачев ответил: «Мы об этом пока с нашими партнерами не договаривались. Процедура ратификации различна: у них за ратификацию отвечает Сенат, у нас первичной инстанцией является Дума, хотя будет рассмотрение и Советом Федерации». Госдума и Сенат США уже ведут консультации по проблеме. По мнению Косачева, ДСНВ – первый серьезный результат в контексте перезагрузки отношений РФ с США. Однако собеседник «НГ» отказался называть его грядущее подписание прорывом: «Это качественный документ, который продвигает нас вперед в вопросах стратегической стабильности и укрепления взаимного доверия... Но я бы считал прорывом наши договоренности о сотрудничестве в сфере ПРО, будь то тактической в Европе либо стратегической в глобальном масштабе. Однако данная тема не проработанная и не близкая». Прорывом также была бы договоренность с американцами о том, что мы обязуемся держать ядерное оружие в пределах своих национальных границ с отказом его вывода в космос. «Но это скорее из области желаемого, нежели действительного», – резюмировал депутат.