У вывески Google в Пекине возложены цветы в знак симпатий публики интернет-компании.
Фото Reuters
Google, ведущий поисковик в Интернете, закрыл свой сайт в КНР. Этот шаг разгневал китайское руководство, которое конфликтует и с другим многонациональным гигантом – австралийским Rio Tinto. Западные бизнесмены опасаются, что их собственность в Китае может перейти к государству.
Прошло немногим больше двух месяцев с тех пор, как Google заявил, что может уйти из Китая в знак протеста против цензуры и атак хакеров. И вот он начал претворять свое предупреждение в жизнь. Компания закрыла службу поиска в Интернете в Китае google.cn. Пользователей направляют на поисковую машину в Гонконге, которая пока не подвержена цензурированию.
Этот шаг вызвал резкую отповедь со стороны Пекина. Представитель властей назвал действия интернет-компании «абсолютно неправильными». Google, по словам чиновника, нарушил обязательство, которое дал, приходя на китайский рынок. Он перестал фильтровать материалы поисковой службы и безосновательно обвинил Китай в том, что он стоит за атаками хакеров.
По существу, речь идет о том, что американская компания по договоренности с Пекином обещала цензурировать саму себя. Скажем, если пользователь запрашивал материал о подавлении студенческих демонстраций на площади Тяньаньмэнь в 1989 году или о речах Далай-ламы, то он мог вообще не получить информации или только те сообщения, в которых нет нападок на китайское правительство.
Значит, Google разрывает эту договоренность? Нет, он продолжает вести переговоры с китайским властями и отказывается раскрыть их содержание. Хотя поисковик остановил работу, компания продолжит другие операции в Китае, такие как предоставление пользователям географических карт или музыки.
Газета Washington Post высказывает мнение, что Google пытается тем самым защитить от возможного преследования своих служащих в Китае (их там 700 человек). Другие зарубежные комментаторы подчеркивают политическое значение решения директоров компании. «Это исторический момент. Интернет считали катализатором интеграции Китая в мировое сообщество. Раз Google не может существовать в Китае, это означает, что восходящая держава выбрала путь, отличный от того, на который надеялись в мире и на который уповали многие китайцы», – говорит Сяо Цян, специалист по информационным технологиям в университете Калифорнии.
Что касается правозащитников, части студентов и представителей творческих профессий, то для них уход компании стал бы ударом. Недаром еще в январе, когда компания пригрозила покинуть Китай, молодые люди возложили венки у ее штаб-квартиры в Пекине в знак траура.
Впрочем, в России и других странах эксперты порой говорят, что шаг Google продиктован коммерческими расчетами. Ведь компания проигрывала конкурентную борьбу китайской фирме Baidu, которой принадлежит 63% рынка в Поднебесной. Как бы то ни было, спор завязался в невыгодный для Пекина момент.
В Шанхае заканчивается суд над австралийцем и тремя китайскими гражданами – служащими гигантской горнодобывающей австралийско-британской корпорацией Rio Tinto. Их сначала обвиняли в шпионаже, но потом переквалифицировали дело на другие статьи: нарушение гостайны и взяточничество.
Подсудимые признали, что брали, но не такие крупные суммы, о которых говорит обвинение. Австралийский гражданин Стерн Ху и его подельники были арестованы девять месяцев назад. Как раз в то время Rio Tinto вела переговоры с китайскими государственными металлургическими фирмами о поставках железной руды из Австралии. Китайцы требовали снизить цену, австралийцы отказывались и вступили в контакт с небольшими китайскими частными компаниями, с которыми договорились о более высокой цене.
Обвинение доказывает, что служащие горнодобывающего гиганта узнали секретные данные о том, до какого предела готовы уступать госкомпании. Кроме того, они получили откаты от китайских фирм.
Казалось бы, закон есть закон, и преступник должен сидеть в тюрьме. Но западные бизнесмены жалуются, что не чувствуют себя больше желанными гостями в Китае. Многие полагают процесс показательным. Он должен послужить предостережением иностранцам. Во время следствия якобы оказывалось давление на подсудимых. Характерно, что Американская торговая палата в Пекине дала весьма негативную оценку деловому климату в КНР. По ее мнению, правительство хочет заместить импорт китайской продукцией.
В беседе с «НГ» доктор исторических наук Виля Гельбрас отметил, что режим для иностранных бизнесменов действительно ужесточился. С иностранных фирм теперь берут в основном такие же налоги, как с китайских. Что касается Rio Tinto, то государство всегда устанавливало предел цены на импортный товар, который покупатель не мог нарушить. Так что случай с австралийскими служащими закономерен. Новое тут то, что Пекин привлек к ответу столь крупную зарубежную корпорацию. Иностранцы теперь знают, что не могут быть спокойны за свою собственность, заключил эксперт.