Американское военное ведомство ищет замену устаревшим самолетам-заправщикам KC-135.
Фото Reuters
Многолетняя схватка за многомиллиардный заказ Пентагона на самолеты-заправщики принимает неожиданный оборот. Российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) готова участвовать в тендере, в котором дотоле фигурировали только американский и европейский авиагиганты Boeing и EADS. Однако остается проблема односторонней пристрастности заказчика при выборе предлагаемой модели.
Первой о российском интересе к тендеру на поставку самолетов-заправщиков для ВВС США поведала в минувшую субботу Wall Street Journal. По ее сведениям, «консорциум ОАК, частично находящийся в собственности российского правительства, намерен предложить вариант заправщика на базе Ил-98». Строиться эти самолеты должны в основном в России, а собираться в США, добавляет газета
На днях тема якобы уже обсуждалась госсекретарем США Хиллари Клинтон с российским коллегой Сергеем Лавровым в ходе их встречи в Москве. Об этом в статье «Русские против EADS и Boeing» пишет Financial Times Deutschland со ссылкой на заявление американского адвоката Джона Киркленда. Адвокат представляет в США совместное российско-американское предприятие, одним из участников которого является ОАК. Ее американский партнер представлен на бирже и, как ожидается, станет известен в этот понедельник.
Киркленд сообщил, что ОАК и ее американский партнер уже целый год готовят обоснования преимуществ Ил-98 в качестве возможного самолета-заправщика для американских ВВС. Он говорит: «Если конкуренция будет честной, ОАК тендер выиграет».
Речь идет о так называемом «заказе века», или «сделке века». Ставка и впрямь чрезвычайно внушительна. Всего ВВС США нуждаются в 534 новых самолетах-заправщиках, сообщает немецкий телеканал ARD. Это обещает долгосрочный гешефт объемом в 100 млрд. долл. В ближайшие же годы программа Пентагона предусматривает получение 179 воздушных заправщиков. Конкретно же сейчас «разыгрывается» заказ на первые 68 машин стоимостью в 12 млрд. долл. с перспективой производства и остальных 111 таких машин.
Схватка за этот «куш» длится уже несколько лет. Концерн EADS в консорциуме с американским Northrop Grumman продвигал самолет-заправщик KC-45, являющийся вариантом широкофюзеляжного аэробуса A-330. В 2008 году тендер был ими даже выигран. Но лоббисты концерна Boeing, предлагающего заправщик KC-767, переделанный из пассажирского B-767, добились отмены решения и назначения нового тендера на измененных условиях.
При таких обстоятельствах, ссылаясь на отсутствие равноправной конкуренции, Northrop Grumman, а с ним и EADS вообще вышли в этом месяце из борьбы. Практически нескрываемое предпочтение Пентагоном машин Boeing, уступающих, по оценкам специалистов, европейским, подвергается резкой критике и со стороны руководства EADS. В свою очередь, федеральный канцлер Ангела Меркель и французский президент Николя Саркози совместно предостерегли США против «попыток протекционизма», которые могут потребовать контрмер.
Обеспокоенный Вашингтон откликнулся заявлением Пентагона о заинтересованности в дальнейшем участии EADS в тендере на поставку самолетов-заправщиков. Подача соответствующих заявок продлена до 10 мая. Европейский авиаконцерн заявил, что примет решение лишь после «оценки всех факторов, обеспечивающих равные шансы выигрыша тендера», хотя в принципе подтверждает свой интерес к «сделке века».
Главными претендентами в ней по-прежнему выглядят Boeing и EADS. В то же время возможное участие ОАК в пентагоновском тендере все-таки меняет его конфигурацию. Раз ОАК готова представить Ил-98 на суд американских заказчиков, значит, эти самолеты отвечают своему предназначению, как минимум не хуже конкурирующих американской и европейской моделей, и скорее всего даже имеют преимущества.
Но Запад, как известно, по-прежнему предпочитает блокировать как прямое, так и многостороннее сотрудничество с Россией в высокотехнологичном производстве. General Motors сорвал продажу Opel международному консорциуму с российским участием. EADS воспротивился увеличению доли акций, купленных банком ВТБ. Десять лет тому назад многообещающе выглядел проект российско-украинско-германского транспортного самолета, но был сломан НАТО. В итоге EADS до сих пор возится с проектом своего транспортника A400M, которому не видно конца. Вот и надежду на выбор Пентагоном российского самолета пока питать трудно. Другое дело, конкретно подтвердить решимость российского авиастроения конкурентно бороться за свою долю мирового авиационного рынка.