Вашингтон обнародовал некоторые подробности недавнего телефонного разговора президентов России и США. Барак Обама был удивлен, что Дмитрий Медведев вопреки ожиданиям американского лидера оказался не готов подписывать новый Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. По данным «НГ», Москва притормозила переговорный процесс, чтобы продемонстрировать Вашингтону свое недовольство планами развертывания ПРО США.
Переговоры в Женеве по новому Договору об ограничении и сокращении стратегических вооружений приняли драматический поворот. Перед лицом истечения очередного крайнего срока подписания документа на смену истекшему 5 декабря прошлого года СНВ-1 Вашингтон усилил свою делегацию в Женеве.
Обама направил в Швейцарию замгоссекретаря США Эллен Таушер. Кроме того, продавливать американскую позицию по вопросу СНВ на следующей неделе в Москве будет госсекретарь Хиллари Клинтон. Официально она прибывает для участия в заседании ближневосточного «квартета». Американцы выражают недовольство тем, как развиваются переговоры. Еще одним подтверждением этого стали откровения чиновников американской администрации, поделившихся с New York Times подробностями телефонной беседы президентов. Публикация появилась во вторник. Предположительно речь идет о разговоре Медведева и Обамы, состоявшемся 24 февраля. Как сообщает газета, у Обамы тогда создалось впечатление, что стороны близки к завершению работы над СНВ. «Однако, к удивлению Обамы, Медведев оказался не готов подписаться под соглашением и поднял вопросы, потребовавшие дополнительного обсуждения┘ Когда он повесил трубку, расстроенный Обама осознал, что стороны на самом деле не так близки, и вновь отправил переговорщиков (в Женеву)», – отмечает издание.
«То, что переговоры затормозились, это факт», – заявил в интервью «НГ» директор Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов. По его мнению, это произошло потому, что Россия решила продемонстрировать политическое недовольство тем, что в очередной раз Вашингтон принял односторонние решения по развертыванию на юге Европы оперативно-тактической системы ПРО без консультаций с Россией. Планы о размещении средств противоракетной обороны США в Румынии и Болгарии, очевидно, утверждались вне рамок российско-американского механизма совместной оценки угроз, который уже должен был заработать.
По мнению специалиста, Договор о СНВ все равно будет подписан. Министр иностранных дел России Сергей Лавров выразил надежду, что документ будет готов к концу этого месяца. Пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс также надеется, что переговорный процесс вскоре удастся завершить. Судя по словам российских специалистов, американцам предложено предпринять ряд политических мер. Во-первых, США должны заявить, что не будут действовать в одностороннем порядке. Что они намерены вместе с Москвой оценить угрозы, выслушать соответствующие доклады, которые подготовят эксперты обеих сторон в рамках совместного механизма оценки угроз, и уже на этой основе принимать решения о развертывании ПРО ТВД или в дальнейшем глобального типа ПРО для защиты от межконтинентальных ракет. Также Москва хотела бы, чтобы Вашингтон подтвердил готовность обсуждать вопрос ПРО на будущих переговорах, уже после подписания нового Договора о СНВ.
По мнению Алексея Арбатова, документ должны подписать до 12 апреля – даты открытия саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне. На май намечена Обзорная конференция по ДНЯО. «Если документ и к ней не подпишут, это будет полное фиаско. Тогда надо будет расписаться в том, что (Москва и Вашингтон) даже не могут доделать договор, который Путин и Буш подписали в 2002 году», – заявил собеседник «НГ». По его словам, новый Договор по СНВ – это «достройка» Договора о СНП, который Москва и Вашингтон подписали восемь лет назад. Тогда стороны не смогли договориться о правилах засчета боеголовок, системе контроля, об ограничениях на носители┘ «Это фактически тот же договор, но превращенный из джентльменского соглашения в юридически обязывающий документ. Если стороны даже это не смогут сделать, тогда о каком ядерном разоружении и «перезагрузке» может идти речь?» – задался вопросом Арбатов.
В Вашингтоне тем временем отмечают, что Договор о СНВ – это часть сложного дипломатического процесса выстраивания новых отношений с РФ. Американцы как будто больше не отрицают наличия взаимосвязи между такими вопросами российско-американской повестки, как СНВ, ПРО, Иран и Афганистан. Та же New York Times сообщила, что уже около 100 самолетов перебросили американских военных через российское воздушное пространство в Афганистан и что Москва намерена поддержать ужесточение санкций в отношении Ирана. Могут ли Москва и Вашингтон пойти на «большую сделку»?