В Женеве вчера стартовал очередной раунд переговоров по новому Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений. Стороны вступили в финальную часть обсуждения. Российские эксперты полагают, что договор будет подписан до саммита по ядерной безопасности 12 апреля и внешние факторы, в частности, планы США развернуть элементы ПРО в Румынии и Болгарии, вряд ли помешают успешному завершению работы переговорщиков.
Шансы на то, что этот раунд станет последним, велики, заявил в интервью «НГ» бывший начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин. Он подчеркнул, что российский и американский лидеры приняли политическое решение завершить переговоры и подписать договор до начала саммита по ядерной безопасности, который откроется в Вашингтоне 12 апреля.
Подписание документа до начала встречи в верхах имело бы большое политическое значение. По словам президента Дмитрия Медведева, «ситуация неплохая, мы близки к тому, чтобы договориться практически по всем вопросам». Это заявление российский лидер сделал 1 марта. «Сейчас мы продвинулись к финальной части переговоров, согласовываем нюансы по тексту. Надеюсь, что в самое ближайшее время эти переговоры будут завершены. И тот саммит по нераспространению, который состоится в США, будет вносить уже определенную новую лепту, новое слово», – сказал он. Могут ли внешние факторы помешать успешному завершению переговоров в Женеве? Некоторые американские наблюдатели делают неутешительные выводы. Так, аналитик Рик Розофф в карт-бланше на сайте Opednews.com отмечает: «Провокационные решения США по развертыванию противоракет в Польше, Румынии и Болгарии после истечения действия Договора о СНВ в декабре 2009 года заставляют прийти к единственному выводу: Белый дом и Пентагон намерены на неопределенный срок затянуть, если вообще не отменить, всеобъемлющее соглашение об ограничении и сокращении ядерных вооружений». Это заключение Розофф делает в статье, озаглавленной «США сжимают противоракетное кольцо вокруг КНР и России». Он цитирует в подтверждение своей аргументации сообщение, опубликованное 2 марта изданием Warsaw Business Journal, согласно которому «США заинтересованы в строительстве шахт для ракет большой дальности рядом с границей Польши и Калининградской области».
Эти перехватчики якобы смогут сбивать ракеты противника на расстоянии 5,5 тыс. км. Розофф намекает, что поскольку расстояние от Варшавы до Тегерана меньше 4 тыс. км, то эти американские ракеты «предназначаются для других целей и могли бы далеко залететь на российскую территорию».
Впрочем, российские специалисты не склонны драматизировать ситуацию. Виктор Есин не считает информацию про ракеты большой дальности, опубликованную в Warsaw Business Journal, достоверной. «Это больше пожелание польской стороны, которая всегда на этом настаивала. Не думаю, что такие планы существуют», – заявил генерал-полковник. По его мнению, планы, озвученные американцами в отношении Болгарии и Румынии, «умеренные»: там развертываются средства ПРО, способные бороться с ракетами меньшей и средней дальности. По данным «НГ» из дипломатического источника, соответствующие разъяснения американцы уже предоставили российской стороне.
Между тем очевидно, что процесс ратификации будущего Договора о СНВ будет длительным и более подверженным влиянию внешних факторов. Как уже писала «НГ», проблемы с одобрением документа могут возникнуть не только в Сенате Конгресса США, где ноябрьские промежуточные выборы обещают изменить расстановку сил между республиканцами и демократами, но и в Госдуме. Фактор ПРО, вероятно, будет играть немалую роль в принятии решения российскими парламентариями. «Конечно, неприятно, когда тебя частоколом окружают средствами ПРО», – комментирует Виктор Есин планы США по развертыванию противоракетных средств в Европе и Азии. Но все зависит от возможностей этих систем. Для России угрозу представляют стратегические противоракетные системы, которые способны девальвировать ее потенциал ядерного сдерживания. Что касается средств, предназначенных для поражения ракет меньшей и средней дальности, то по ним согласие было достигнуто еще в 1997 году, когда был подписан меморандум о разделении ракетных средств на стратегические и нестратегические, сказал эксперт. По его словам, против нестратегических средств ПРО возражать Москве не с руки: ни у США, ни у Москвы по Договору РСМД нет ракет средней и меньшей дальности.