Пока не ясно, на каких заводских корпусах останется вывеска Opel.
Фото Reuters
Рождество и Новый год 48 тыс. рабочих и служащих автозаводов Opel/Vauxhall встречают в тревожном неведении о своей дальнейшей судьбе. Руководство европейского филиала американского суперконцерна GM в очередной раз нарушило слово. Вопреки его обещаниям план реструктуризации этих предприятий в декабре не появится. Новый шеф GM-Еurope Ник Рейли объявил, что теперь соответствующая программа будет представлена только в январе.
Некоторые европейские эксперты полагают, что план реструктуризации у General Motors давно имеется, но его сознательно придерживают. Детройт добивается от стран ЕС, имеющих предприятия Opel/Vauxhall, финансовой поддержки как минимум в 2,7 млрд. евро. А от рабочих коллективов – отказа от премиальных, пособий и повышения зарплат.
Переговоры об этом ведутся американской стороной весьма активно. По принципу: сначала деньги, потом конкретика.
После 4 ноября, когда совет управляющих американского автогиганта отказал консорциуму Magna–Сбербанк в покупке Opel/Vauxhall и оставил европейские предприятия в своей собственности, Детройтом произведены важные кадровые замены. Утратили свои посты исполнительный директор GM Фриц Хендерсон и глава европейского филиала Карл-Петер Форстер, поддерживавшие вариант продажи. Руководителем GM-Еurope стал британец Ник Рейли, занимавшийся до этого делами GM на азиатском рынке, а председателем наблюдательного совета Adam Opel-GmbH – вице-президент GM Уолтер Борст, отвечающий в Детройте за финансы.
В американском подходе явно сочетаются пряник и кнут. С одной стороны, представителям правительств и заводских коллективов в Германии, Великобритании, Испании, Бельгии и Польше обещано сохранить производство почти на всех площадках. Новый шеф GM-Еurope Ник Рейли на днях поведал, что эти заводы ожидает «блестящее будущее», что GM позаботится о перспективных моделях, разработке инновационных электро- и гибридных двигателей. Председатель производственного совета заводов Opel Клаус Франц, твердо выступавший за концепцию Magna, был приглашен в Детройт, где его увещевали согласиться с представлениями GM и обещали подумать о предоставлении «большей самостоятельности» европейским заводам. Поначалу опелевцев соблазняли и переводом европейской штаб-квартиры GM из под швейцарского Цюриха в Рюссельсхайм, где располагаются главный центр Opel и его конструкторская база, но затем, к разочарованию немцев, туда переселился только Рейли с группой ближайших помощников.
С другой стороны, Детройт тщательно держит в секрете, какие производственные звенья при реструктуризации Opel/Vauxhall будут ликвидированы или претерпят изменения. При этом вопрос о занятости – в Германии и в Европе в целом – проблема проблем. Вчера немецкий профсоюз металлистов высказал опасения, что в машиностроении в следующем году работу могут потерять 750 тыс. человек.
Известно, что GM намерена сократить в Европе 8 тыс. рабочих и служащих, но на каких предприятиях и сколько – неизвестно. Неопределенность реально превращается в рычаг давления.
Косвенным образом этому служит и прискорбный финал шведской «дочки» GM – автозавода Saab в городе Трольхеттен. Переговоры с потенциальным инвестором нидерландской фирмой Spyker Cars американцев не устроили. Якобы из-за того, что пакетом акций Spyker Cars владеет российский инвестор. Часть производственного оборудования завода Saab куплена «на вывоз» китайским автоконцерном BAIC (кстати, претендовавшим одно время и на Opel). Рейли заявил, что речь не идет о банкротстве. Но Новый год начинается для 3,4 тыс. рабочих Saab c увольнения и такой же угрозы для 5 тыс. занятых на предприятиях-поставщиках.
В тянущейся уже более года истории спасения Opel линия руководства GM выглядит поучительным примером не только коммерческой дипломатии, хитрости, упорного торга, невзирая ни на что и ни на кого. Правительство США, фактически владеющее GM, умыло руки. При этом GM удалось противопоставить страны ЕС друг другу и не допустить российский капитал в качестве инвестора.
В итоге европейцам за неимением иного варианта, очевидно, придется удовлетворить претензии GM по части финансовой поддержки реструктуризации ее собственности в Европе. Практически с этим уже согласны даже в Германии, ранее оказывавшей предпочтение концепции Magna. На том же стояли рабочие коллективы. Их представители еще пытаются кое-что выторговать, но деваться некуда: придется жертвовать по 265 млн. евро в год в надежде, что GM не уготовит им судьбу Saab. Наконец, в Детройте детально осведомлены о тщательно продуманных и просчитанных предложениях Magna по налаживанию работы Opel, что тоже может войти в американский актив. Но чем все это закончится и закончится ли в январе, пока с уверенностью никто не скажет.