Ангела Меркель уверена в своей победе.
Фото Reuters
В Германии настал финал «года супервыборов». В ближайшее воскресенье бундесбюргеров призовут определить новый состав Бундестага, а в двух землях – Бранденбурге и Шлезвиг-Гольштейне – еще и ландтаги. Партии проводят заключительные агитмероприятия с участием своих главных политиков и лучших ораторов.
В Берлине едва успеваешь перемещаться с митинга на митинг. Вчера на Винтерфельд-платц выступали лидеры Союза 90/зеленые Ренате Кюнаст и Юрген Триттин. В пятницу на Александер-платц митингует Левая партия во главе с Грегором Гизи и Оскаром Лафонтеном. А вслед за нею сразу у Бранденбургских ворот состоится массовое действо Социал-демократической партии (СДПГ). К избирателям обратятся кандидат на канцлерский пост Франк-Вальтер Штайнмайер и ее председатель Франц Мюнтеферинг.
Митинговый апофеоз выпал на долю Христианско-демократического союза (ХДС) и его председателя Ангелы Меркель. Бундесканцлерин предстанет перед своими сторонниками, так сказать, с пылу с жару, едва сойдя с самолета, который доставит ее с саммита «двадцатки» из Питсбурга. Это будет в субботу пополудни, когда другие уже все сказали, и станет главным информационным поводом в вечерних теленовостях.
В столице для ее встречи с избирателями арендован в Трептове огромный зал «Арена». Речи Меркель на открытых площадях в последней фазе избирательной кампании складывались не очень удачно. Будь то в Гамбурге, на Гензе-платц, или в Вуппертале, большие группы молодежи, организованные через интернет-каналы, заглушали бундесканцлерин криками «yea-yea».
В остальном предвыборная атмосфера в Германии выглядит весьма спокойной. О террористических угрозах пишут. Меры безопасности принимают. В аэропортах и на вокзалах видно больше полицейских и спецназовцев с автоматами. Но броневиков на улицах ни в Гамбурге, ни в Берлине не видно.
Да и громких политических баталий, когда вечные соперники в борьбе за власть – христианские и социал-демократы – шли бывало «стенка на стенку», тоже фактически нет. Мягко улыбающаяся бундесканцлерин Ангела Меркель (кандидат ХДС/ХСС) мирно соседствует на больших красочных плакатах с вице-канцлером и министром иностранных дел Франком-Вальтером Штайнмайером (кандидатом СДПГ), тоже мягко улыбающимся с таких же по размеру ярких портретов.
Меркель объявляет: «У нас есть сила». Это почти аналогия предвыборного лозунга Барака Обамы, только без призыва к смене на главном посту. Канцлерин подчеркивает способность именно своей партии вывести страну из кризиса и обеспечить ее благополучное будущее. А рядом Штайнмайер заявляет: «Наша страна может больше». Видимо – в отношении еще лучшего будущего.
Похоже, что главная интрига этих выборов не в том, кто победит. Едва ли не все собеседники этих дней – будь то известный политолог профессор Оскар Нидермайер или завотделом внутренней политики журнала Spiеgel Константин фон Хаммерштайн, да и другие не сомневаются в том, что Ангела Меркель останется федеральным канцлером. Интрига же в том, с каким политическим партнером она будет править.
Ее объявленная цель – черно-желтая коалиция с либералами Свободной демократической партии. Но окружение канцлерин нервничает: уверенности в том, что ХДС/ХСС и либералы наберут вместе хотя бы половину голосов и можно будет создать во всех отношениях прочную коалицию, нет. Но и не имея поддержки большинства избирателей, такая коалиция, по прогнозам, станет возможной с помощью предусматриваемого избирательным законом бонуса дополнительных мандатов.
Впрочем, никто в здешних политкругах не исключает полностью и возврата к «большой коалиции» ХДС/ХСС и СДПГ.
Много зависит от того, с чем придут к концу воскресного дня 27 сентября социал-демократы. Если с предсказываемым результатом в 25%, то шансов на дальнейшую причастность к власти и решению проблем страны у них практически не останется. С другой стороны, и сама партия, и особенно Штайнмайер прилагают все силы, чтобы обеспечить перспективную позицию. Вместе с СДПГ на срыв плана черно-желтой коалиции направлена агитация зеленых и левых. А что из этого получится, станет ясно 27 сентября.
Понятно, что основное внимание концентрируется на заявлениях, призывах и возможных итогах тех партий, что уже присутствуют в Бундестаге и гарантированно вернутся в его стены, разве что с изменениями в численности фракций. Множество других партий, допущенных федеральным избиркомом к выборам, основной электоральной массе не заметны. Однако на этой неделе в предвыборных картинках с немецких улиц все-таки бросались в глаза большие оранжевые флаги с черным парусником в белом круге. Так о себе активно заявляла недавно возникшая «Партия пиратов», впервые допущенная в качестве таковой к участию в выборах в Бундестаг. Никто не ожидает, что ей удастся пройти в парламент, но поднимаемое «пиратами» требование не ограничивать свободный выбор в Интернете очень популярен среди молодежи. Используемая этой партией практика самоорганизации с помощью Сети серьезно обеспокоила немецких политиков.
Значительная часть молодых избирателей определяет свои симпатии, черпая информацию именно в Сети, а не на митингах партий или в новостных телеканалах. Аналитики Norddeutsche Rundfunk в Гамбурге рассказывали нам, группе иностранных журналистов, приглашенных германским МИДом накануне выборов, что Интернет впервые играет существенную роль в немецкой избирательной кампании и, очевидно, станет в будущем одной из важных площадок борьбы за избирателя.