Гейтс стоял у истоков ПРО Буша, а теперь перестраивает ее под нужды Обамы.
Фото Reuters
Министр обороны США дал отповедь критикам корректировки проекта американской противоракетной обороны в Европе. Роберт Гейтс пообещал, что США продолжат модернизировать элементы ПРО, чтобы она перехватывала межконтинентальные ракеты. Американские эксперты утверждают, что российский радар под Армавиром был бы «очень полезен» для ПРО Обамы.
«НГ» попросила прокомментировать решение Вашингтона по ПРО Дина Уилкенинга, специалиста, который подвел научное обоснование под необходимость приостановить развертывание 10 противоракет в Польше и радара ПРО США в Чехии. Старший научный сотрудник Стэнфордского университета физик Уилкенинг представил свои выводы американскому правительству ранее в этом году.
По словам нашего собеседника, для защиты от иранских ракет средней и меньшей дальности, иначе говоря – от краткосрочных угроз, лучше всего расположить элементы ПРО «на территории Турции и вокруг нее, в Черном море, а также в Восточном Средиземноморье». Эксперт исходил из того, что дальность иранских ракет пока не превысит 2,5 тыс. километров. «Для перехвата ракет большой дальности объекты ПРО пришлось бы развернуть ближе к Центральной Европе и в арке, образованной Италией, Австрией, Чехией и Польшей», – заявил Уилкенинг. Изначально новая архитектура будет опираться на корабли, оснащенные системой «Иджис», а позднее – на установленные на суше корабельные комплексы «Стандарт-3» (SM-3).
«Российские радары, особенно объект в Армавире, были бы очень полезны в такой системе, – утверждает Уилкенинг. – США и Россия могут сотрудничать в сфере ПРО, но для этого России придется преодолеть свое идеологическое неприятие таких систем». Ученый подчеркнул: «Польско-чешская система с технической точки зрения российским межконтинентальным баллистическим ракетам не угрожала».
Согласно разъяснению министра обороны США Роберта Гейтса, опубликованному в The New York Times, первая фаза развертывания ПРО по новому плану Обамы будет завершена к 2011 году. За этот период «проверенные противоракетные комплексы морского базирования SM-3 будут размещены в районах, представляющих наибольшую опасность для Европы». Вторая фаза, которая будет завершена ориентировочно в 2015 году, предусматривает развертывание модернизированных «Стандартов-3» на суше, на территории Южной и Центральной Европы. По словам Гейтса, предполагается задействовать десятки комплексов SM-3. Такая система была бы более эффективной в случае одновременного пуска Ираном большого числа ракет средней и меньшей дальности.
В Вашингтоне уверены, что Иран со временем разработает межконтинентальные баллистические ракеты (МБР). Как заявил «НГ» Дин Уилкенинг, иранцы могут обрести такой потенциал через шесть–восемь лет. «Но к этому моменту у них, возможно, не будет ядерного заряда, который бы мог монтироваться на ракету», – предположил эксперт. Он считает, что РФ и США могут сотрудничать не только в противодействии иранской угрозе, но и ракетному потенциалу Северной Кореи. В силах Москвы и Вашингтона притормозить утечку ракетной технологии в КНДР, а также развернуть в регионе элементы ПРО.
В Москве после заявления Обамы по ПРО отметили, что складываются неплохие условия для совместной работы по оценке рисков ракетного распространения в мире. «Предстоит еще провести предметные консультации экспертов, и, конечно, наша страна к ним готова», – сказал президент Дмитрий Медведев. В преддверии своей встречи с Обамой 23 сентября в Нью-Йорке российский лидер заявил, что рассчитывает выйти с Обамой на поручения российским и американским ведомствам активизировать взаимодействие в отношении рисков ракетного распространения.
По мнению наблюдателей, Москве может быть на руку, что администрация Обамы не устает публично повторять своим критикам: корректировка плана по ПРО – не уступка России и продиктована актуализированной оценкой ракетного потенциала Ирана. Значит, публично Москве достаточно ограничиться в ответ отказом от размещения оперативно-тактических комплексов «Искандер» в Калининградской области (что и сделал замминистра обороны Владимир Поповкин). Тем временем российские и американские эксперты без афиширования могли бы предметно проработать возможности для развития стратегического партнерства двух держав, чтобы Москва вновь не оказалась публично поставленной перед фактом потенциальной угрозы для своих сил ядерного сдерживания. В упоминавшейся выше статье Гейтс отмечал, что США продолжат модернизировать «Стандарт-3», чтобы он смог перехватывать и МБР. Также «для подстраховки» продолжатся исследования и разработка двухступенчатого перехватчика такого типа, какой планировалось разместить в шахтах в Польше.