Дональд Туск рассчитывает на прорыв в отношениях с Москвой.
Фото Reuters
Один из самых трудных вопросов в российско-польских отношениях – «катынское дело» – вскоре может быть урегулирован. Как стало известно «НГ», сопредседатели Группы по сложным вопросам, вытекающим из истории российско-польских отношений, представили министрам иностранных дел Сергею Лаврову и Радославу Сикорскому конкретные рекомендации в этой связи. Политическое решение Москвы и Варшавы, как ожидается, последует к визиту премьера Владимира Путина в Польшу в сентябре.
Напомним, что Группа по сложным вопросам, вытекающим из истории российско-польских отношений, была создана по решению руководства двух стран для рассмотрения вопросов исторического характера, осложняющих текущие двусторонние отношения. Состав группы включает историков, специалистов-международников, представителей министерств иностранных дел России и Польши. Ее сопредседателями являются ректор МГИМО, академик Анатолий Торкунов и спецпредставитель премьер-министра Польши, бывший министр иностранных дел Адам Ротфельд.
Последнее, третье по счету заседание группы прошло в Кракове в конце мая. Одной из центральных тем тогда стал вопрос о снятии с повестки дня политических отношений проблемы Катыни. Группа поручила сопредседателям дать конкретные предложения по этому вопросу руководству двух стран. На этой неделе профессор Ротфельд посетил Москву и заявил в интервью «НГ», что соответствующие рекомендации сделаны.
«Есть вопросы особого характера – например, вопрос катынского преступления – убитых 22 тысячи польских офицеров, – заявил Ротфельд. – Сопредседатели групп подписали письма, адресованные министрам иностранных дел. Что теперь нужно сделать, должны решить правительства. Мы передали им свои рекомендации».
По словам нашего собеседника, рекомендации носят конкретный характер. Однако сопредседатели условились не разглашать их до момента принятия решения на уровне правительств. Решение может последовать до визита Владимира Путина в Польшу в начале сентября. Из слов Ротфельда следует, что в письме указывается на три момента. Во-первых, для себя по катынскому преступлению группа уже все решила. Во-вторых, поскольку планируется визит премьер-министра России в Польшу, было бы хорошо, чтобы он способствовал улучшению отношений и снятию вопросов, вызывающих негативные эмоции. В-третьих, близится 70-я годовщина этого преступления в 2010 году, и лучше было бы снять проблему до этой даты.
Ранее в интервью «НГ» Адам Ротфельд и Анатолий Торкунов не исключали возможности «пакетного решения» катынского вопроса, при котором российская сторона открывала бы полякам доступ к нерассекреченной части архивов по трагедии под Смоленском, а польская гарантировала бы, что эта тема больше не будет подниматься официальной Варшавой по любому поводу. Ясно, что если группа и пришла к необходимости «пакетного решения», то в письмах соответствующие призывы могли бы быть изложены в более дипломатичной форме. По данным «НГ», сопредседатели выступают за создание совместного института для изучения истории и доступа к архивам, функционирующего на территории обеих стран.
Для Польши визит Путина, который должен наряду с другими лидерами участвовать в мероприятиях по случаю 70-летия начала Второй мировой войны, несет символическое значение. Как заявлял ранее премьер Польши Дональд Туск, присутствие Путина в Гданьске 1 сентября «стало бы прорывом в нашей оценке и переоценке исторических событий».
Помимо исторического подтекста у визита Путина в Польшу будет и важная политико-экономическая составляющая. Как заявил в беседе с «НГ» информированный источник в Варшаве, российская и польская официальные оценки товарооборота достаточно существенно различаются, однако обе стороны признают, что являются крупными торговыми партнерами. По словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, в прошлом году товарооборот достиг рекордного уровня – свыше 27 млрд. долл. (рост почти на 52%). У Варшавы цифра выходит выше – около 29 млрд. долл. По предположениям польских экономистов, расхождения обусловлены не только разницей в методологии подсчета у российской и польской стороны и некоторыми техническими вопросами, но и проблемой двойной статистики, когда из-за высоких таможенных сборов польский товар, пересекая границу с Россией, значительно теряет в цене на бумаге. Кроме того, согласно разъяснениям нашего источника, в статистике находит отражение разница, связанная с транспортными и иными расходами, когда товар экспортируется на условиях f.o.b, а импортер получает его на условиях c.i.f. Интересно, что подобные арифметические казусы у Польши в 1990-х случались с Германией. Создана специальная группа, которая должна помочь правительствам России и Польши разобраться в проблеме.
Польша также надеется развивать отношения с «Газпромом», который в условиях снижения потребления европейскими странами газа должен быть заинтересован в продаже голубого топлива полякам. «В любом случае серьезных раздражителей, подобных мясному спору, сейчас для Польши и России в плане экономики не существует», – сказал наш собеседник в Варшаве. Поляки продолжают инвестировать в российскую экономику, причем на 95% это прямые инвестиции. Согласно данным Национального банка Польши, на конец первого квартала 2009 года польские инвестиции в РФ составили 525 млн. долл. Известны данные о российских инвестициях в Польше только за 2007 год – 276,7 млн. евро, по сравнению с 2006 годом они упали почти вдвое.
Выступая в мае на пресс-конференции с Радославом Сикорским в Москве, Лавров заявил о предложении заключить соглашение, устанавливающее упрощенный режим поездок жителей приграничных территорий. По инициативе польской стороны совместно с Евросоюзом и Литвой предлагалось работать над тем, чтобы соответствующие договоренности в отношении Калининградской области не ущемляли интересы жителей этого российского региона. На завершающем этапе находится подготовка межправительственного соглашения о судоходстве в Калининградском (Вислинском) заливе.
В политических отношениях сторон выделяется прежде всего разница в подходах к постсоветскому пространству, в частности к Украине и Грузии, а также по теме ПРО США. Варшава неоднократно давала понять, что планы разместить 10 противоракет в Польше – это в первую очередь инициатива Вашингтона. За океаном же в последнее время о развертывании базы ПРО в районе Щецина говорят со все большей неопределенностью.