0
637
Газета В мире Интернет-версия

21.05.2009 00:00:00

Газовая дилемма Москвы и Брюсселя

Екатерина Кузнецова

Об авторе: Екатерина Станиславна Кузнецова - директор европейских программ Центра исследований постиндустриального общества.

Тэги: ес, газ, газпром


Задолго до очередного саммита Россия–ЕС, который состоится 22 мая в Хабаровске, стало известно, что российское руководство намерено поставить перед Евросоюзом вопрос о радикальной смене принципов сотрудничества в области энергетики и замене Договора об Энергетической хартии на новый документ. Точнее, этот вопрос Россия уже поставила перед европейцами и в Хабаровске хочет получить на него ответ.

Заключение нового договора, способного предупреждать и разрешать конфликты между поставщиками, потребителями и транзитерами энергоресурсов, стало фирменной внешнеполитической идеей президента Дмитрия Медведева, которую представители от России лоббировали в том числе и на конференции по проблемам сотрудничества между Россией и ЕС в газовой сфере (см. «НГ» от 20.05.09). Рамочные принципы нового договора были изложены в документе «Концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в области энергетики», опубликованном на сайте Кремля в конце апреля.

Зачем России понадобилось лоббировать трудоемкий и потенциально конфликтный проект по перекройке существующей правовой инфраструктуры? Неужели для того, чтобы решить частные конфликты с Украиной и другими транзитерами газа? Скорее всего дело не только в этом. Очевидно, что российские власти чувствуют угрозу положения «Газпрома» на европейском рынке газа. Поставки «Газпрома» в Европу снизились в первом квартале на 39%, и его доля на европейском рынке снизилась, по подсчетам экспертов, с 30 до 18%. Контрактные обязательства по выкупу среднеазиатского газа по высоким фиксированным ценам (340 долл. за 1 тыс. куб. м) вынуждают «Газпром» фактически торговать в убыток и снижать собственную добычу. Реализация проекта Nord Stream тормозится отсутствием экологических экспертиз в североевропейских странах, ускорить появление которых, как показал визит Медведева в Финляндию, не может даже президент. Тем временем европейцы сами разрабатывают альтернативные маршруты транспортировки газа в обход России и кропотливо выстраивают коалицию потребителей и транзитеров.

В результате изощренных геоэкономических игр Москва, похоже, перехитрила саму себя. В конкуренции за европейские рынки Россия уже проигрывает экономически, не желая или не имея возможности из-за дорогих в прямом и переносном смыслах контрактов с Центральной Азией предоставлять скидки западным потребителям. Она также продолжает нести репутационные потери: западные аналитики убеждены, что причиной взрыва на газопроводе «Средняя Азия – Центр-4» в начале апреля стало резкое сокращение объема выбираемого Россией туркменского газа из-за снижения спроса на дорогой российский ресурс в Европе. Однако самый чувствительный удар по геополитическим позициям России наносят планы европейцев по поиску не только альтернативных маршрутов транспортировки энергоресурсов, но и альтернативных России поставщиков. По-видимому, именно эту последнюю тенденцию и хотят переломить на саммите Россия–ЕС российские переговорщики.

Есть ли реальные перспективы преуспеть в этом? Здесь необходимо учитывать по крайней мере два обстоятельства.

Во-первых, ситуация в области взаимного обмена активами между РФ и ЕС далеко не симметрична. Несмотря на заявления политиков о нежелательности экспансии России на европейские рынки газа, в реальности европейцы редко препятствуют «Газпрому» в приобретении активов. Сегодня он имеет долю более чем в 20 европейских компаниях из 16 стран, занимающихся дистрибуцией, маркетингом и транспортировкой газа. При этом в половине из них его доля составляет или превышает 50% (Gas und Warenhandelsgesellschaft, Overgas Inc.AO, Fragaz, WIEH GmbH&Co KG, Prometheus Gas S.A., Promgas SpA, Blue Stream Pipeline Company B.V., Gas Project Development Center Asia AG (Zug), WIEE, Nord Stream AG). Более того, в конце января «Газпром» создал совместное предприятие с австрийской компанией OMV для модернизации системы хранилища газа и распределительной сети в Баумгартене, которые ориентированы на хранение и распределение газа из трубопровода Nabucco.

Если наши руководители в рамках нового раунда переговоров хотят добиться результатов, им следует для начала сделать шаг навстречу европейцам, позволив им инвестировать в газовые и нефтяные активы в России. Вместо этого новая концепция утверждает «безусловный государственный суверенитет над национальными энергоресурсами», а премьер намекает на возможную национализацию европейских энергоактивов в РФ в случае реализации проекта газопровода в обход России.

Во-вторых, даже если бы европейцы и согласились на выработку нового всеобъемлющего документа, то программа, предложенная в конце апреля, настолько непродуманна и противоречива, что вряд ли смогла бы стать основой для конкретных договоренностей. Уже упомянутый принцип государственного суверенитета над активами несовместим с «обеспечением недискриминационного доступа к международным энергетическим рынкам, их открытие и развитие их конкурентного характера». Безопасность спроса, за который ратует концепция, трактуется как прозрачный и предсказуемый сбыт, что фактически лишает потребителя права свободного выбора или смены поставщика и, конечно, не обеспечивает безопасности предложения, то есть права быть постоянным «поставщиком двора». В дополнение ко всему этот документ, к сожалению, не предлагает никаких путей решения проблемы транзита, которую европейцы и русские монотонно пасуют друг другу многие годы.

Сегодня в области энергобезопасности Россия и ЕС ориентируются «по местности», а не по международно-правовым документам. Россия и ЕС возводят все более изощренные препятствия на пути к энергоинтеграции, но, похоже, они адаптировались к ситуации и научились их обходить. На прорывные идеи вроде взаимного обмена активами сегодня никто в Хабаровске идти не готов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
1025
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
1193
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
729
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
844

Другие новости