В редакцию «НГ» вчера поступило письмо от гражданина США Энтони Кейтера, адресованное постпреду РФ при ООН Виталию Чуркину. Российского дипломата просят способствовать привлечению к суду экс-президента США Джорджа Буша и еще ряда госслужащих по обвинению в преступлениях против человечности. Судебная кампания против команды Буша набирает обороты в Америке.
Из письма бывшего пилота компании Boeing Энтони Кейтера следует, что к постпреду РФ при ООН Виталию Чуркину он решил обратиться как к нынешнему председателю СБ ООН. По словам Кейтера, он направил иск в Международный уголовный суд (МУС) против ранее занимавших должности президента США Джорджа Буша, генпрокурора США Альберто Гонсалеса и директора ФБР Роберта Мюллера.
Однако 12 марта 2009 года МУС вынес определение, согласно которому он не имеет юрисдикции для рассмотрения данного дела, поскольку преступления якобы были совершены в США – стране, не признающей юрисдикцию данного суда. Теперь Кейтер просит СБ ООН направить его исправленную и дополненную жалобу в МУС для нового рассмотрения. Истец инкриминирует ответчикам «преступления против человечности». Судя по письму, Кейтер не первый раз обращается с такой просьбой в СБ ООН. Видимо, он не собирается останавливаться, если не добьется результата и с российским председателем.
Какой бы странной ни казалась инициатива Кейтера, невозможно отрицать, что в Америке набирает обороты кампания, цель которой – добиться правовой оценки действий прежней администрации. Прежде всего это связано со скандальными методами, в том числе с пытками, которые практиковались американцами в отношении подозреваемых в терроризме. Пока Буш и его команда, похоже, держат удар. Так, в начале этой недели Верховный суд США с перевесом в один голос постановил, что Мюллер, бывший генпрокурор Джон Эшкрофт и еще ряд чиновников администрации Буша не могут быть привлечены к суду за нарушения прав подозреваемых в терроризме. Истец-пакистанец, который провел в 2002 году пять месяцев в тюрьме строгого режима, как и сотни других арабов-мусульман, а позднее был депортирован без предъявления обвинений, не смог доказать свою правоту.
До сих пор ни один высокопоставленный чиновник администрации Буша не был привлечен к суду за нарушения прав и применение жестких методов допроса к подозреваемым террористам. Между тем, согласно данным Пентагона, свыше 400 человек получили дисциплинарные взыскания и тюремные сроки за нарушения прав узников. Вскоре дело может дойти до юрисконсультов Минюста, которые обосновывали правомерность «усиленных методов допроса» для предполагаемых террористов: в минувший вторник правозащитники обратились в адвокатскую коллегию с требованием лишить замешанных в этом деле юристов адвокатского статуса. Это наказание, в частности, может коснуться авторов скандально известных меморандумов эпохи Буша, разрешавших держать узников в стрессовых позах в течение продолжительного времени, лишать их сна, помещать в ящик с насекомыми или симулировать их утопление.
Будут ли привлечены к ответственности чиновники администрации Буша – вопрос политический. Президент Барак Обама заявил, что ответ на него должен дать генпрокурор Эрик Холдер. Тот, в свою очередь, сказал, что намерен рассмотреть доказательства и действовать согласно закону, куда бы это ни привело.
Как отмечает Washington Post, сами дебаты о пытках уже становятся мучительными. Решение Обамы обнародовать секретные меморандумы времен Буша о методах дознания, обещание опубликовать фотографии, документирующие некорректное обращение с заключенными, правда, затем отозванное, и, наконец, недавнее публичное обвинение из уст спикера палаты представителей Нэнси Пелоси в адрес ЦРУ – все это рассматривается наблюдателями как начало «охоты на ведьм». Чем она закончится – вопрос открытый. Обама обещает, что по крайней мере сотрудники ЦРУ, которые выполняли инструкции, проводя допросы, не будут подвергаться уголовному преследованию. Но как насчет остальных?
Политические потери в резонансной кампании рискуют понести не только республиканцы. На кону, в частности, репутация Пелоси: директор ЦРУ Леон Панетта опроверг обвинения Пелоси, заявившей, что в 2002 году сотрудники управления не информировали ее, что к подозреваемым террористам уже применяют симуляцию утопления. Обама публично встал на защиту спикера. Но на карту поставлена и его репутация. В первые дни своего пребывания у власти он распорядился закрыть к 22 января 2010 года тюрьму на Гуантанамо и запретил пытки. Однако, как выясняется, печально известный американский лагерь на Кубе, возможно, не удастся закрыть к поставленному сроку... из-за возражений однопартийцев президента. Свой план по Гуантанамо Обама должен изложить сегодня.