Афганская армия пока слишком слаба.
Фото Reuters
В то время как Вашингтон внес афганскую проблему в число своих главных военных и политических приоритетов, Москва и Кабул вернулись к обсуждению вопроса о возобновлении поставок российского оружия в Афганистан. В принципе такая договоренность была достигнута в августе 2008 года президентами Медведевым и Карзаем. Сейчас принятые тогда решения переводятся в практическую плоскость. Укрепление связей с Москвой, как надеются в Кабуле, поможет Карзаю стать менее зависимым от США.
О возросшей приоритетности афганской проблемы заявил во вторник глава Пентагона Роберт Гейтс на слушаниях в сенатском комитете по обороне. Тем временем источники в Москве говорят о возможности российских военных поставок афганской армии. Россия поставит Афганистану вертолеты, боевые машины пехоты, грузовики, стрелковое оружие. Помощь скорее всего будет безвозмездной. Максимум, на что может рассчитывать Москва, так это на оплату доставки военной техники по воздуху в Афганистан, сказал в беседе с «НГ» директор Центра анализа и технологий Руслан Пухов.
Российское оружие – это как раз то, что нужно афганской армии, считает эксперт. Оно надежно, неприхотливо; и моджахеды, и правительственные войска пользовались многие годы военной техникой советского производства или скопированной с советских образцов.
Решение о возобновлении помощи носит политический характер, подчеркнул эксперт. Оно призвано не только содействовать войне афганского правительства с мятежниками, но и восстановить влияние России в регионе, которое до ввода советских войск в Афганистан в 1979 году было значительным.
Если говорить без обиняков, то продажа или даже безвозмездная поставка вооружений всегда привязывают страны-реципиенты к странам, которые их производят. Но готов ли Вашингтон, тратящий огромные материальные и людские ресурсы на войну в Афганистане, смириться с расширением российского присутствия? Пухов считает, что США не станут противодействовать. Они заинтересованы, чтобы как можно больше стран разделили с ними афганское бремя.
Но М.К.Бадракумар, бывший посол Индии в ряде стран Востока, утверждает, что США хотят «держать Гиндукуш и прилегающие районы под своим исключительным контролем». И они не желают его ослаблять. По данным обозревателя, между США и правительством Карзая заключено секретное соглашение, которое предусматривает, что Кабул, прежде чем договориться с третьими странами о поставках оружия, должен предварительно получить о’кей от американцев.
Как бы то ни было, возобновление военно-технических связей между Москвой и Кабулом становится реальностью. Причем ни одна из сторон не желает афишировать этот процесс. Кабул – в силу жесткой зависимости от Вашингтона, а у нас еще свежи воспоминания о том, как Советский Союз без нужды ввязался на целое десятилетие в кровавый конфликт.
Учитывая опыт прошлого, российские дипломаты заявляют, что речи быть не может даже о косвенном участии нашей страны в военной кампании. Об этом на днях говорил, в частности, посол РФ при НАТО Дмитрий Рогозин. И все же вопросы остаются. Если в Афганистан пойдет военная техника, то, значит, на месте потребуется присутствие наших механиков, других специалистов, инструкторов. Смогут ли афганцы надежно обеспечить их безопасность?
Не исключено, что тема российского присутствия в Афганистане будет предметом обсуждения между представителями России и НАТО. Символом размораживания отношений между альянсом и Москвой стала состоявшаяся в Брюсселе в начале недели встреча послов России и НАТО. На ней затрагивался, в частности, вопрос о транзите грузов для войск западных стран через территорию России и государств Центральной Азии.
По сведениям источников «НГ», согласие на провоз невоенных грузов по железной дороге было достигнуто между двумя сторонами еще в прошлом году. Но оно так и не обрело форму юридического документа. И альянс, как сообщил МИД РФ, до сих пор не представил проект соглашения на рассмотрение российской стороны. Возможно, причина в том, что он одновременно ведет переговоры по этому поводу с центральноазиатскими республиками.
Москва заявляет, что готова способствовать снабжению западных коалиционных сил в Афганистане. Проблема приобрела исключительно острый характер. Грузы, идущие через Пакистан и далее по шоссе к Кабулу, беззастенчиво разворовываются. Пакистанские газеты пишут, что на рынках приграничного Пешавара полно товаров, предназначенных для армии США. То есть история повторяется. 20 лет назад здешние ловкачи торговали тем, что уплывало со складов советских войск, а теперь – с американских транспортных конвоев.
Объективно интересы России и западных держав в Афганистане во многом совпадают. Афганистан должен перестать служить убежищем для террористов и наркобаронов. Но Москва не желает и повторения событий 2002 года, когда Вашингтон использовал антитеррористическую операцию для укоренения своей военной группировки в Центральной Азии. Возможно, этот сложный клубок противоречивых устремлений удастся распутать на будущих переговорах главе МИД РФ Сергею Лаврову и госсекретарю США Хиллари Клинтон.