Более 20 тысяч человек собрались вчера на Домской площади в Риге с требованием распустить парламент. Эта акция стала одной из самых масштабных в Латвии за последние пять лет. При этом в стране все чаще звучат призывы к смене власти насильственным путем.
Растущий гнев
Для маленькой и традиционно спокойной Латвии прошедшая во вторник акция стала событием из ряда вон выходящим. Последние по-настоящему масштабные протесты в латвийской столице имели место в 2004 году: тогда на митинг пришли более 50 тысяч противников латышизации русских школ.
В 2007 году в Латвии случилась революция зонтов – так окрестили в местной прессе 10-тысячное мероприятие на Домской площади. Тогда люди собрались, чтобы выразить несогласие в связи с решением правительства отстранить от должности главу Бюро по борьбе и предотвращению коррупции Алексея Лоскутова. Увольнение Лоскутова стало поводом, но никак не причиной стихийной акции протеста. Собрались люди, недовольные государственной политикой, низким уровнем жизни, коррумпированностью политиков и чиновников, многочисленными махинациями с государственными деньгами...
В некотором смысле действительно случилась революция: после этой акции у правительства сменилось руководство, и вместо представителя самой многочисленной в парламенте Народной партии Айгара Калвитиса пост премьера занял представитель объединения Первой партии и партии «Латвийский путь» Ивар Годманис. Именно на его время пришелся экономический кризис, падение ВВП, национализация Parex bank и кредит МВФ. Именно поэтому в кулуарах долго шептались о том, что акция была спланирована Народной партией, которая не желала ассоциировать своего премьера с грядущим обвалом экономики...
Теперь поводов для массового недовольства населения куда больше. Речь идет о банальном выживании. Глобальный экономический кризис потряс Латвию больше других европейских стран.
Для спасения экономики правительство приняло план стабилизации, который на практике обернулся новыми жесткими ограничениями. Для начала расходы госучреждений сократили на 15% и приступили к увольнению чиновников. Вторым шагом стало повышение налогов, а это может похоронить целые отрасли. Например, для книгоиздателей и владельцев гостиниц налог на добавленную стоимость поднялся с 5 до 21%. Дорожают продукты питания, растут тарифы на коммунальные услуги, банки перестают выдавать кредиты...
Все это, причем на фоне обещаний, что «будет еще хуже», довело страну до истерики. Такое состояние эксперты сравнивают с тем, что происходило в республике перед распадом СССР.
Общая боль
Вчера на Домской площади собрались люди самых разных слоев: учителя, полицейские, бизнесмены, крестьяне... Акцию организовало оппозиционное движение Общество за другую политику, которое выдвигает собственный план стабилизации экономики и требует роспуска парламента. Но у каждого здесь свои требования: полицейские просят не урезать зарплаты, бизнесмены – не поднимать налоги, крестьяне – не хоронить сельское хозяйство.
«У меня есть друзья полицейские, которые в 2008 году получали зарплату в размере 400 латов (800 долларов). В 2009 году им срезали зарплату до 250 латов. Разве на эти деньги можно выжить?» – недоумевает в беседе с корреспондентами «НГ» экс-министр обороны Латвии, депутат Сейма Линда Мурниеце. Полицейским было запрещено участвовать в акции, но многие, несмотря на угрозу потерять работу, все равно пришли. «Если мы будем молчать, жизнь лучше не станет», – сказал «НГ» один из полицейских по имени Арвидс.
Однако насколько далеко готовы пойти латыши в проявлении недовольства властью? Жители Латвии – не обитатели парижских пригородов, которые чуть что начинают крушить витрины. Прибалтийские народы в принципе слывут терпеливыми, и этим пользуются правящие круги.
На руку правительству играет и существующий в республике этнический раскол: латыши и русскоязычные жители (44%) очень редко протестуют вместе. Вчерашняя акция не стала исключением: русские там, конечно, были, но в относительно небольшом количестве. К тому же местные русскоязычные организации заняли противоположные позиции: одни призвали принять участие в акции, другие заявили, что этого делать не следуют: мол, не наша эта война!
Но даже если учесть терпеливость и раскол в обществе, всегда остается вероятность повторения сценария конца 80-х – начала 90-х, когда чаша терпения переполнилась и остановить миролюбивых прибалтов было уже нельзя. Накануне в интернете появились многочисленные призывы к насильственному свержению власти. Народ призывали вооружаться бутылками с зажигательной смесью, вилами, граблями, словом – всем, чем возможно...
Рига