Далай-лама не присутствует на конференции в Дхарамсале.
Фото Reuters
Тибетские эмигранты решают, чем ответить на отказ Китая предоставить их краю автономию. Конференция, открывшаяся в Индии, должна определить, по какому пути пойдет движение сопротивления после провала переговоров между представителями Далай-ламы и Пекина. Пекин уже осудил собрание изгнанников, а радикально настроенная молодежь призывает развернуть вооруженную борьбу за независимость Тибета.
Конференция проходит в городке Дхарамсала в предгорьях Гималаев в Индии, где находится резиденция Далай-ламы. В ней участвуют 600 делегатов из разных стран мира, но сам духовный лидер тибетцев присутствовать на этом собрании не будет. По словам Кармы Чофела, спикера тибетского парламента в изгнании, его соотечественники рассмотрят, какой линии в отношении Китая им придерживаться в будущем. Далай-лама, по словам спикера, решил не участвовать во встрече, чтобы «не оказывать влияния» на нее.
Последний раунд переговоров между посланцами тибетского первосвященника и представителями ЦК КПК, состоявшийся в ноябре, показал, что стороны не в состоянии найти общего языка. Заместитель заведующего отделом единого фронта ЦК КПК Чжу Вэйцюнь заявил, что требования Далай-ламы предоставить Тибету «высокую степень автономии» никогда не будут приняты Китаем. Фактически, выдвигая эти требования, он хочет создать «юридическую основу для независимости, полунезависимости или скрытой независимости», сказал Чжу.
А духовный лидер тибетцев воспринял итог переговоров как окончательное подтверждение того, что Китай не даст возможности тибетцам соблюдать свои культурные традиции, исповедовать свои религиозные каноны и развивать свой язык. «Что касается меня, то я отказываюсь продолжать», – заявил он. Созыв самой крупной за последние полвека конференции тибетских эмигрантов стал результатом того, что переговоры с китайцами зашли в тупик.
Когда в 1959 году после поражения антикитайского восстания Далай-лама бежал в Индию, с ним ушли примерно 100 тыс. единоверцев. С тех пор диаспора, пустившая корни во многих странах, разрослась. Просветленный, как тибетцы называют своего лидера, пользуется международной поддержкой; благодаря проповеди ненасильственного пути он получил Нобелевскую премию мира. Однако радикально настроенная молодежь считает, что путь переговоров и ненасилия привел лишь к тому, что положение тибетцев на родине ухудшилось. Члены Тибетского молодежного конгресса, насчитывающего примерно 30 тыс. человек, призывают начать вооруженную борьбу за независимость. Хотя Далай-лама и спикер парламента отвергают такой путь, настроения среди молодежи в пользу решительных действий усиливаются.
Робби Барнет, специалист по Тибету в Колумбийском университете в Нью-Йорке, говорит, что Пекин может устроить западню Далай-ламе, обвинив его в подстрекательстве молодежи к вооруженной борьбе. Однако другие аналитики на Западе полагают, что на самом деле Пекин дожидается, когда 73-летний Далай-лама уйдет из жизни. А после этого движение за автономию Тибета просто распадется и не будет иметь значения в общественном мнении в США и Европе.