Загадочный лидер Северной Кореи Ким Чен Ир, возможно, серьезно болен. Он находится в госпитале, но тем не менее сохраняет контроль за принятием важнейших решений. С таким заявлением выступил вчера в парламенте премьер-министр Японии Таро Асо.
Глава правительства Японии высказал мнение о положении в Северной Корее спустя месяц после того, как мировая пресса принялась муссировать слухи о том, что Ким Чен Ир пережил инсульт или по другой причине потерял власть.
Если картина действительно такова, то в коммунистической стране может вспыхнуть борьба за власть между группировками в правящих кругах, полагают японские военные аналитики. Эта борьба способна, в свою очередь, обострить противостояние между двумя Кореями. Ведь эти государства формально остаются в состоянии войны, несмотря на то что 55 лет назад было заключено перемирие.
Ссылаясь на доклады разведки, Асо заявил в парламентском комитете, что Ким болен, «но мы не думаем, что он находится в положении, когда невозможно принимать решения».
Накануне выступления премьера в Токио японское ТВ выследило в Париже человека, похожего на Чон Нама, старшего сына Кима. Сын якобы договаривался с французским нейрохирургом о лечении отца. Аналитики за пределами КНДР придерживаются мнения, что сам Чон Нам не котируется на пост преемника вождя.
Неожиданное вмешательство главы японского кабинета в деликатную северокорейскую ситуацию произошло на фоне усилившейся пропагандистской войны между Севером и Югом Кореи. В минувший понедельник Пхеньян значительно поднял ставки в этом состязании. Как утверждает лондонская Times, он пригрозил Сеулу превентивным ударом с помощью оружия, более мощного, чем ядерное. Гнев руководства КНДР вызвали листовки, которые запускают на воздушных шарах через границу южнокорейские правые группировки. В листовках говорится, что лидер северокорейцев парализован. Авторы посланий (их было изготовлено 40 тыс.) призывают соотечественников на севере поднять восстание и свергнуть режим тирании.
Анализ положения в северокорейской элите, который дают японские политики и западные СМИ, не разделяет руководитель Центра корейских исследований ИДВ РАН Александр Жебин. По его словам, в 1998 году в Конституцию КНДР были внесены поправки, которые позволяют стране в чрезвычайных обстоятельствах ввести нормальную систему управления, не обязательно опирающуюся на одну личность. Создан баланс между пятью руководящими органами – ЦК Трудовой партии Кореи (ТПК), Центральным военным комитетом ТПК, Комитетом обороны, президиумом Верховного народного собрания и кабинетом министров. Эта структура готова к осуществлению коллективного руководства в отсутствие Ким Чен Ира.
Еще при Ким Ир Сене, а затем и при его сыне, нынешнем лидере, северокорейцы внимательно изучили уроки революций в странах бывшего соцлагеря в Восточной Европе. Они увидели, что правящая элита там сначала раскололась. А потом некоторые ее представители оказались за решеткой. Оба Кима приняли меры к тому, чтобы такая же участь не постигла КНДР. В сложной ситуации им удалось сохранить единство высшего руководства. Был только один случай бегства за границу высокопоставленного функционера.
По мнению эксперта, какого-то восстания или краха системы в случае ухода Ким Чен Ира со сцены ожидать не стоит. Это не означает, правда, что среди руководящих кадров нет разногласий. Но они касаются путей преодоления экономических трудностей и даже иногда открыто обсуждаются в печати.