Разногласия по поводу прохождения границы между Россией и Китаем урегулированы. Вчера прошла церемония передачи Китаю острова Тарабаров и части Большого Уссурийского острова. Этот шаг ставит точку в растянувшихся на 200 лет спорах о границе и дает Москве возможность увереннее чувствовать себя в диалоге с Западом.
Переговоры о судьбе двух островов, расположенных в районе слияния рек Амур и Уссури, были нелегкими. Достаточно сказать, что дополнительный протокол к соглашению о российско-китайской границе на ее восточной части, предусматривавшем передачу Китаю острова Тарабаров, половины Большого Уссурийского и острова Большой на реке Аргунь, был подписан в Пекине в присутствии президента РФ Владимира Путина и председателя КНР Ху Цзиньтао 14 октября 2004 года. А договоренность об установлении пограничных столбов и обмен нотами состоялись только сейчас.
В эпоху Хрущева, Брежнева и Мао Цзэдуна, когда советско-китайские отношения были омрачены острым идеологическим конфликтом, Тарабаров и Большой Уссурийский имели серьезное значение для безопасности Хабаровска. На Большом Уссурийском располагался укрепрайон, который должен был прикрывать Хабаровск. Теперь Тарабаров будет называться Иньлундао (остров Серебряного Дракона), а западная часть Большого Уссурийского – Хэйсяцзыдао (остров Черного Медведя).
После подписания документа российские военные покинули Большой Уссурийский остров. Для охраны нового участка границы создано несколько пограничных постов наблюдения, а также новое пограничное отделение в поселке Самара-Орловка, передает ИТАР-ТАСС.
На Большом Уссурийском дислоцировались не только подразделения наших Вооруженных сил. Хабаровчане имели там дачи, была построена православная часовня святого Виктора. Все это останется на российской территории. Остальная часть острова отходит к КНР. Всего она прирастила свою территорию на 337 кв. км.
Первый российско-китайский договор, регулировавший прохождение границы, был подписан еще в 1689 году в Нерчинске. С тех пор в XIX и XX веках заключались новые договоры и соглашения. Хрущев и Мао Цзэдун пытались уладить разногласия, но принадлежность островов по соседству с Хабаровском оставалась камнем преткновения. Китай настаивал на том, что они принадлежат ему, а советская сторона - что граница проходит не по Амуру, а по южному рукаву Амура, называемому протокой Казакевичева.
При президентах Михаиле Горбачеве и Борисе Ельцине шаг за шагом были достигнуты договоренности о границе как на восточном, так и на западном участках. Тем не менее спор о двух островах на Амуре и одном на Аргуни был улажен последним. Как сказал представитель МИД РФ Владимир Малышев, установлена на местности и юридически закреплена линия границы длиной 4300 км.
Российская дипломатия, очевидно, совершила разумный шаг, устранив потенциальный источник напряженности с таким мощным государством, как Китай. И все же оправданны ли были односторонние уступки? Этот вопрос мы задали доктору исторических наук Юрию Галеновичу, который в конце 60-х и 70-х годах участвовал в советско-китайских переговорах. «Это не односторонняя уступка, а компромисс. Ведь китайцы считали эти острова своими. Другое дело, что юридически они были наши. Об этом свидетельствовал пограничный столб, именуемый «литерой Е», он был установлен в 1886 году на левом берегу Уссури, против станицы Казакевичевой, – сказал эксперт. – Но спор шел о территории, составлявшей всего 2% пограничной линии. И хорошо, что ему положен конец».