Демонстративно теплое рукопожатие перед телекамерами.
Фото Reuters
Полемика в ООН между Москвой и Вашингтоном в духе Вышинского и Даллеса остается уделом далекого прошлого. Сергей Лавров и Кондолиза Райс вчера встретились и обозначили проблемы, по которым у России и США сохранился общий подход. Но Москва отвечает контрударами на попытки США наказать ее за войну с Грузией.
Отвечая на вопросы, удалось ли руководителям внешнеполитических ведомств двух стран хоть о чем-то договориться, высокопоставленный чиновник Госдепартамента США успокоил репортеров: друг на друга не кричали, кулаками по столу не стучали. Можно, значит, вздохнуть спокойно – времена, когда с трибуны ООН выступали с грозными обличительными речами представитель СССР Андрей Вышинский и американский госсекретарь Джон Фостер Даллес, не возвращаются, новой холодной войны не будет. Глава МИД РФ, пытаясь подчеркнуть позитивный аспект состоявшегося диалога, сказал: «Мы обсуждали ядерную проблему Ирана и ситуацию вокруг ядерной проблемы КНДР, и в обоих случаях наши цели не изменились – мы за мирное решение этих проблем».
Обсуждалась и ситуация на Кавказе. Лавров объяснил Райс, что действия России в грузино-югоосетинском конфликте были оборонительными. Но тут точек понимания не обнаружилось. Хуже того, США не оставляют попыток отстранить Россию от участия в конференциях в рамках группы G8.
Москва не остается в долгу. Она отказалась участвовать в запланированной на 25 сентября встрече министров иностранных дел США, России, Китая, Великобритании, Франции и Германии по вопросу о ядерных приготовлениях Ирана. Встречу пришлось отменить. «Вы хотите наказать Россию, отменяя встречи, где мы участвуем, и в то же время ожидаете продолжения сотрудничества с нашей стороны по вопросам, которые важны для вас. Так дело не пойдет», – цитирует агентство Bloomberg заявление Лаврова.
Между тем подозрения международного сообщества по поводу намерений Тегерана усиливаются. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) жалуется, что Иран не выполняет требований прекратить обогащение урана.
Тревожная обстановка складывается и вокруг северокорейского ядерного комплекса. КНДР выслала наблюдателей МАГАТЭ из Йонбена, где располагается реактор, нарабатывавший плутоний. Пхеньян заявил, что ведет работу по активизации реактора, который был заглушен по договоренности, достигнутой на шестисторонних переговорах в Пекине. Пхеньян объясняет отступление от соглашений тем, что США не выполняют его условий.
Словом, отношения между Москвой и Вашингтоном обострились как раз в то время, когда интересы международной безопасности требуют их совместных действий.
Комментируя итоги встречи Лаврова с Райс, проректор МГИМО Алексей Богатуров сказал «НГ»: «Оттягивать переговоры было никак нельзя. А с другой стороны, они состоялись в неподходящее время. Неподходящее – потому, что в Америке бушует скандал. Демократы считают неоправданным выделение огромной суммы на помощь банкам. Это страшно нервирует администрацию. Так что руководству США сейчас не до внешнеполитических вопросов.
Тем не менее обязательно нужно было встречаться. Беда в том, что предшествующие два десятилетия хороших отношений «развратили» обе стороны. И никто не озаботился тем, что необходим, как это было в 70-х годах, поддерживаемый в рабочем состоянии механизм диалога. Я думаю, нашим странам нужно работать в первую очередь над воссозданием такого механизма».
Но, очевидно, в скором времени такого сдвига в двусторонних отношениях ожидать не приходится. Отвечая на вопрос о возможности потепления в случае избрания Барака Обамы президентом, Богатуров отметил: «Ни о каком смягчении или ужесточении вообще нельзя вести речь. Мы повторяли неоднократно: какого выберут президента, с таким мы и будем иметь дело. Во-вторых, любому президенту понадобится время, чтобы американцы забыли, о чем он говорил перед выборами. Поэтому пауза неизбежна. Но кто бы ни был избран, новый хозяин Белого дома будет продолжать линию на сохранение американского лидерства в мире. Уступок или признания ошибок с их стороны ждать не следует».