Саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) принял вчера декларацию, в которой, в частности, высказывается одобрение действиям России в Закавказье. Участники саммита также позитивно оценили высказанную Россией, вступающей в председательство в организации, идею проведения конференции по Афганистану под эгидой ШОС.
«Главы стран ШОС приветствуют одобрение в Москве шести принципов урегулирования конфликта в Южной Осетии и поддерживают активную роль России в содействии миру и сотрудничеству в данном регионе», – говорится в декларации, принятой на саммите. Разъяснения действий и позиций России дал участникам саммита президент РФ Дмитрий Медведев.
Он же накануне поднял эту тему на встрече в Душанбе с председателем КНР Ху Цзиньтао. В итоге всех этих обсуждений российский руководитель выразил партнерам свою признательность за «понимание и объективную оценку предпринимаемых Россией миротворческих усилий». По его словам, «единая позиция государств – членов ШОС получит должный международный резонанс и послужит серьезным сигналом тем, кто пытается выдать черное за белое и оправдать совершенную агрессию грузинского руководства».
В саммите приняли участие главы всех государств – участников ШОС (в нее входят Россия, КНР, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан), а также лидеры Ирана и Монголии, представители Индии и Пакистана (четыре последние страны имеют статус наблюдателей), президент Афганистана и члены международных организаций.
Официальная повестка дня встречи включала подписание ряда документов, включая соглашение о порядке проведении совместных учений и положение о статусе «партнера по диалогу» и обсуждение таких тем, как энергетика, транспорт, безопасность на пространстве ШОС, борьба с терроризмом и наркотрафиком.
Однако не фигурировавшая первоначально в повестке дня ситуация, связанная с событиями в Закавказье, вышла на первый план. При этом не сбылись предсказания международных экспертов о том, что Пекин, озабоченный тайваньской проблемой и действиями сепаратистов в других китайских регионах, воздержится от поддержки действий Москвы. Правда, озабоченности КНР также были учтены в принятой на саммите Душанбинской декларации. В ней особо подчеркивается приверженность стран ШОС принципам национального суверенитета и неприменения силы для решения споров.
На саммите было объявлено, что очередь председательства в ШОС ныне переходит к РФ. Там же было оглашено российское предложение провести под эгидой этой организации конференцию по Афганистану.
В Душанбинской декларации отмечается общность подходов участников организации к целому ряду важных аспектов мировой политики. В частности, подтверждается приверженность таким принципам, как неделимость безопасности и развития, строгое соблюдение Устава ООН и норм международного права, отказ от конфронтационного мышления, блоковой политики, однополярности, объединение усилий всех стран и использование возможностей многосторонней дипломатии в поиске эффективных ответов на общие вызовы и угрозы.
В решениях ШОС проявилась и такая уникальная особенность этой организации, как отсутствие стремления к быстрому расширению. По мнению экспертов, это связано с тем, что она и так охватывает значительную территорию – три пятых площади Евразии и одну четвертую часть населения мира, правда, в последнем случае почти на 90% это китайцы. Членами ШОС хотят стать страны почти такой же численности, в частности Индия и Иран, и остальные наблюдатели при ШОС. Пока, правда, действует объявленный два года назад мораторий на прием в нее новых членов. Накануне саммита введен еще один «ограничитель» – намерение не иметь больше наблюдателей, чем официальных участников. Вместо расширения числа участников саммит ввел новую форму сотрудничества – «партнеров по диалогу», которыми могут быть как страны, так и организации. Этим, как заявляют в кругах ШОС, она подтвердит свою приверженность принципу открытости.
Как считает профессор американского Колледжа сухопутных сил Стивен Бланк, саммит «укрепляет сотрудничество участников организации в сфере безопасности, однако разные экономические приоритеты мешают обеспечению более тесного сплочения ШОС». По его словам, саммит в Душанбе обеспечил «дипломатическую поддержку» Москвы. Кроме того, по его словам, важное значение может иметь предполагавшаяся встреча Медведева в Душанбе с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. На фоне проблем России с Западом, считает эксперт, эта встреча может привести к договоренностям о расширении российско-иранского взаимодействия в области ядерной энергетики и срыву принятия СБ ООН резолюций о новых экономических санкциях против Ирана.