0
6554
Газета В мире Интернет-версия

27.08.2008 00:00:00

Новая Берлинская стена (международный обзор)

Евгений Григорьев.

Об авторе: Обзор подготовили Артур Блинов, Евгений Григорьев и Андрей Терехов

Тэги: обзор, пресса, осетия, независимость


Заявление президента Дмитрия Медведева о признании Россией независимости Абхазии и Южной Осетии стало вчера мировой новостью № 1. Ведущие информагентства вначале сообщали о нем в информационном ключе, однако отмечая, что этот шаг Москвы внесет дополнительную напряженность в ее отношения с Западом. В европейских столицах и в Вашингтоне заявление Медведева вызвало «сожаление», обвинения России в нарушении международного права, а также предупреждения об усилении нестабильности на Кавказе.

Ангела Меркель, канцлер ФРГ: Признание Москвой независимости Южной Осетии и Абхазии абсолютно неприемлемо. Оно не соответствует нормам международного права. Полагаю, что Евросоюз единогласно выскажется в этом ключе. Это против моего понимания принципа территориальной целостности. Усилия по дипломатическому урегулированию кризиса в Грузии серьезно осложнены.

Кондолиза Райс, госсекретарь США: Это достойно сожаления.

Представитель Еврокомиссии: ЕС выступает в поддержку территориальной целостности Грузии

Пресс-служба МИД Франции: Мы считаем это решение достойным сожаления и напоминаем о своей приверженности территориальной целостности Грузии.

Пресс-служба Форрин оффиса: Мы это решение категорически отвергаем и подтверждаем суверенитет и территориальную целостность Грузии. Решение России идет вразрез с теми обязательствами, которые она неоднократно брала на себя в резолюциях СБ ООН. Оно не способствует улучшению перспектив установления мира на Кавказе.

Терри Дэвис, генеральный секретарь Совета Европы. Одностороннее признание независимости Абхазии и Южной Осетии Российской Федерацией нарушает территориальную целостность страны-члена Совета Европы. Оно ставит под вопрос перспективы договорного урегулирования вопроса о будущем статусе этих двух регионов. Россия не может противоречить сама себе. Ранее она активно поддерживала принцип территориальной целостности... В конечном счете от этого решения пострадает международное доверие к РФ. Русские не могут ссылаться на международное право только по своему усмотрению».

Председатель Парламентской Ассамблеи Совета Европы Луис Мариа де Пуч: Это четкое и намеренное нарушение международного права, которым сознательно попирается базовый принцип Совета Европы. Это действие не то что не спасет жизни, а только еще больше накалит ситуацию, создав дополнительные препятствия для мирного урегулирования конфликта.

Эксперты «НГ», в свою очередь, так прокомментировали ситуацию.

Алексей Богатуров, проректор МГИМО, доктор политических наук.

После признания независимости Косово западными странами Россия не пошла на автоматическое признание Абхазии и Южной Осетии. Похоже, умеренные люди в российском руководстве купировали этот вопрос. Однако после того, как Саакашвили предпринял атаку на Цхинвали, то, что было в действительности невыгодно России, стало неизбежным. Ранее казалось, что дело идет к своего рода тайваньскому варианту, при котором Москва укрепляет связи с отколовшимися территориями, не идя на установление официальных отношений с ними, а НАТО продолжает сближение с Грузией, не дожидаясь формального решения территориальной проблемы. Начиная операцию в Южной Осетии, Саакашвили рассчитывал подтолкнуть Запад к более активным шагам. Однако война лишь форсировала процесс признания. Что касается реакции Запада на действия Москвы, то по сути его главный инструмент - это непризнание нашего права признавать независимость Абхазии и Южной Осетии. В отношениях России и Запада сейчас отчетливо виден элемент конфронтации. Но все же всем придется выпить холодной воды, успокоиться и начать разговаривать.

Тома Гомар, руководитель программы «Россия/Новые независимые государства» во Французском институте международных отношений, Париж.

Последствия решения России для региона будут серьезными. Россия больше не признает Грузию в ее международно признанных границах и преобразует военную операцию в Закавказье в географический и политический передел очень нестабильного региона. Это решение Москвы лишь усилит нестабильность в регионе. Теперь больше нельзя будет говорить о замороженных конфликтах: ведь у двух образований, признаваемых исключительно Россией, будут свои армии. Отношения Восток-Запад очевидно усложнятся, поскольку европейцы и американцы выскажутся за принцип территориальной целостности Грузии, а Россия воспользуется прецедентом Косово для оправдания своего решения. Последние события подтверждают, что Россия по-прежнему придерживается логики сфер влияния, и считает, что может сохранить свое влияние на Грузию посредством признания независимости части ее территории. Не думаю, что возможна новая холодная война. Гораздо более вероятна открытая изоляция России.

Александр Рар, руководитель программ России и стран СНГ Германского совета по внешней политике, Берлин.

Западные политики посткоммунистической эры всегда придерживались одной аксиомы, которая не афишировалась, но которой придерживались – нельзя допустить восстановления Российской империи. Западу Южная Осетия и Абхазия, думаю, безразличны. Но он не может допустить, чтобы Россия подобными действиями наращивала себе авторитет на постсоветстком пространстве как военная сила и страна, которая в одностороннем порядке меняет правила игры, границы государств, и может быть потом опять станет восстанавливать свою империю. Поэтому реакция Запада будет жесткая, но одновременно и беспомощная. Ведь Запад увидел пределы своих возможностей, он никак не смог противодействовать российской военной операции в Грузии, он потерял своего союзника в регионе – Саакашвили. Но если Запад решится сейчас принять в НАТО Грузию и Украину, то именно в Грузии пройдет новая Берлинская стена, на которой, с одной стороны, будут стоять российские войска, а с другой – НАТО. Западом эта новая стена будет называться валом, который должен приостановить восстановление новой Российской империи. Это – самый опасный и негативный сценарий. Но пока мы до него еще не дошли. Россия в очень трудном положении, поскольку ее примеру признания Абхазии и Южной Осетии вряд ли пока кто-то последует. Этот период без союзников будет достаточно длинным, поскольку любой стране, пожелавшей поддержать Россию, Запад будет угрожать санкциями. Единственный, кто не боится западной реакции – Китай, но он будет вести себя нейтрально. С другой стороны, в истории был прецедент Северного Кипра, который турки оккупировали, а потом признали независимым государством. Турция в международную изоляцию не попала. Россия тоже может выйти из этого положения.

Дмитрий Саймс, президент Центра Никсона, Вашингтон.

Будет очень мало стран, которые признают независимость Абхазии и Южной Осетии. Это неизбежно приведет к тому, что республики в основном будут полагаться на свои отношения с Россией. Реакция и ответные действия стран Запада во многом будут определяться тем, что произойдет далее. Если независимость этих двух образований будет выглядеть как фактическая аннексия Россией, то реакция будет более острой. Если же независимость будет действительно означать, что у Цхинвали и Сухуми будет возможность принимать свои решения, то это будет другой разговор. Важно также будут ли выведены войска России с территории самой Грузии. Признание Россией независимости двух республик позволяет ей договариваться с ними о любых мерах безопасности, которые должны быть адекватны для того, чтобы обеспечить невозможность нового грузинского нападения без того, чтобы российские войска находились на территории самой Грузии. Если произойдет вывод российских войск с территории самой Грузии, то это, я думаю, будет способствовать разрядке той очень напряженной ситуации, которая сложилась между Россией и Западом в данный момент. То, что произошло, это большая неудача администрации Буша и, если хотите, своего рода пощечина многим другим лидерам Европы, которых, когда речь шла о независимости Косово, предупреждали, что это может означать независимость Абхазии и Южной Осетии. Они эти предупреждения игнорировали. Они говорили. что такое произойти не может. И наверно такое бы не произошло, по крайней мере так быстро, если бы не атака армии Саакашвили на Цхинвали. Поэтому сейчас мы должны ожидать, по в крайней мере на риторическом уровне, весьма резкой реакции НАТО, Евросоюза и в первую очередь Соединенных Штатов.. Естественно какие-то контакты, какие-то переговоры, какие-то формы сотрудничества, которые имели место сейчас, будут заморожены. Но драматизировать ситуацию, я бы конечно не стал. И возможности военного конфликта я не вижу. Соединенные Штаты и НАТО не будут посылать свои войска, чтобы освобождать Абхазию и Южную Осетию от России. Я это абсолютно исключаю.

Другой разговор, если российские войска будут оставаться на территории самой Грузии, то если будет складываться впечатление, что их цели или оккупировать Грузию или привести к изменению режима в Грузии, Это, конечно, будет вызывать сопротивление на Западе и парадоксально, но факт– это может облегчить вступление в Грузии в НАТО.


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Ольга Соловьева

Проблемы в работе глобальной сети в России подтвердили новые угрозы для кибербезопасности

0
1289
Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Екатерина Трифонова

Медицинские показания против пребывания в СИЗО не всегда открывают двери на свободу

0
1161
Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Иван Родин

Спикер Госдумы Володин настраивает партии на безусловную консолидацию перед внешними угрозами

0
1094
Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Игорь Субботин

Израильские и палестинские "ястребы" не хотят сдаваться без боя

0
1251

Другие новости