Олимпийский огонь на площади Тяньаньмэнь.
Фото Reuters
Сегодня в Пекине открываются Олимпийские игры. Это не просто спортивное событие. Для Китая это еще и момент национального триумфа, подтверждение того, что мир признал и его успехи в модернизации экономики, и растущую роль в международных делах.
Ехать или не ехать? Такой почти гамлетовский вопрос встал перед каждым из лидеров западных держав, приглашенных на церемонию открытия Олимпиады. Отказаться – значит обидеть хозяев, рисковать отношениями со страной, чей рынок для зарубежного бизнеса почти необъятен. А принять приглашение, – навлечь на себя упреки со стороны правозащитников, возмущенных репрессиями против религиозных и национальных меньшинств и арестами диссидентов в Китае.
Перед Москвой такая дилемма не стояла. Она с самого начала заявила, что отвергает попытки политизировать Игры. Нашу страну будет представлять премьер-министр Владимир Путин.
А в западном лагере разброд. Приезжают президент США Джордж Буш, премьер-министр Австралии Кевин Радд, премьер-министр Японии Ясуо Фукуда, так же как и президент Франции Николя Саркози, который поначалу грозился бойкотировать церемонию, а потом передумал. Даже Тайвань, который в Пекине считают отколовшейся провинцией Китая, посылает своего представителя. Однако лидеры Британии, Германии и Канады уклонились от участия в грандиозном шоу.
Вероятно, к немалому облегчению китайского руководства лидеры таких авторитарных государств, как Судан, Зимбабве, Иран, а также вождь Северной Кореи тоже будут блистать своим отсутствием.
Всего 104 «высокопоставленных представителя национальных правительств» будут присутствовать на Играх, указал руководитель китайского оргкомитета Олимпиады Лю Ци. Он не раскрыл, имеются ли в виду главы государств и правительств, и будут ли они присутствовать на церемонии открытия. По сведениям из пекинских дипломатических источников, приедут примерно 80 иностранных лидеров.
Правда, Джордж Буш, учитывая настроения дома, решил перед приездом в Пекин все же высказаться о состоянии гражданских свобод в КНР. Выступая в Бангкоке, он осудил аресты борцов за демократию и свободу религии. Однако молнии сверкали далеко от границ КНР, и большинство жителей Поднебесной о них даже не узнают.
Когда китайцы увидят, сколько очень важных персон собралось на стадионе «Птичье гнездо», многим из них придет на ум история времен Цинской империи, когда государства-вассалы должны были отдавать дань уважения «сынам неба», сидящим на троне в пекинском запретном городе. «Это напоминает старые времена, когда из разных стран в Пекин приезжали послы с дарами. Олимпиада в духе той же традиции служит для народа символом, что остальной мир признает легитимность и поддерживает китайское правительство», – сказал агентству AP в Пекине профессор философии Сюй Ююй, который нередко критикует власти.
Российский китаевед, доктор исторических наук Юрий Галенович в беседе с «НГ» указал, что не менее важной политической задачей, которую решает руководство Коммунистической партии, является сплочение нации. «Олимпиада демонстрирует достижения Китая, будит среди его граждан гордость за свою страну в то время, когда острейшие социальные проблемы еще не решены». Стремительно идет процесс урбанизации, у крестьян отбирают землю под застройку, прокладку дорог, строительство промышленных предприятий. А компенсация при этом выплачивается маленькая. Это вызывает протесты, часто перерастающие в бунты. Людей возмущает отравление промышленными отходами рек и водоемов, в результате чего не хватает питьевой воды. «Авторитет правящей партии упал. И успешное проведение Олимпиады, как рассчитывают в Пекине, поможет ослабить социальное недовольство, объединить массы и власти», – отметил Галенович.