Ирландское «нет» Лиссабонскому договору в результате референдума 12 июня перевернуло повестку дня Евросоюза. В действие срочно приведена кризисная дипломатия. Вчера в Люксембурге собрались министры иностранных дел 27 стран сообщества. Они готовили саммит ЕС в Брюсселе, главной темой которого будет поиск выхода из политического тупика, в котором вновь оказался процесс евросоюзных реформ. Этой же проблемой займется на текущей неделе Европейский парламент.
В Люксембурге главы дипломатических ведомств государств Евросоюза потребовали от ирландского коллеги Михаэла Мартина объяснить причины, побудившие его соотечественников отвергнуть Лиссабонский договор, одобренный парламентами 18 стран. В собственных комментариях в некоторых столицах ЕС кивали на некую особенную строптивость ирландцев, а также их неблагодарность к ЕС, по линии которого страна получила за 35 лет 58 млрд. долл. Эти трансферты, конечно, сыграли свою роль в экономических успехах Ирландии, за которые ее (по аналогии с азиатскими) стали называть «Кельтским тигром». Однако не менее существенен в этом вклад собственной финансовой, налоговой и социальной политики Дублина.
Между тем главные мотивы его отклонения ирландцами очевидны. Прежде всего это опасения по поводу ограничения суверенитета их страны, сужения возможностей влияния Дублина на дела и решения Евросоюза. Лиссабонский договор лишает страны постоянного представительства в главном исполнительном органе – Комиссии ЕС. Многие политические темы, которые пока требуют единогласия, он передает на усмотрение большинства. Малые страны лишаются права вето, с помощью которого они могут ограждать свои интересы.
В действительности не только ирландцам свойственны опасения по поводу последствий реформ на базе Лиссабонского договора. Как отмечает журнал Spiegel, «ирландцы сказали нет реформам ЕС, как поступили бы миллионы европейцев, будь они спрошены». Очевидно, что именно с этим связано решение загнать процесс ратификации исключительно в парламентские рамки. Ирландия оказалась единственной страной ЕС, не пошедшей по этому пути.
Шок в Евросоюзе все еще не прошел. Идут споры о путях преодоления кризиса. Глава германской дипломатии Франк-Вальтер Штайнмайер, находясь в Китае, озвучил идею временного исключения Ирландии из интеграционного процесса. В свою очередь, в брюссельских инстанциях ЕС уповают на проведение повторного опроса ирландцев, как это было однажды с утверждением Договора Ниццы. Но премьер-министр Ирландии Брайан Коуэн эту идею не поддержал.
Вместе с тем на первый план выходит установка, совместно выдвинутая президентом Франции Николя Саркози и канцлером Германии Ангелой Меркель сразу после ирландского референдума. Они настаивают на продолжении процесса ратификации Лиссабонского договора. По оценкам СМИ, «стратегия продолжения ратификации нацелена на изоляцию Ирландии». Она рассчитана на то, что в конечном счете политическое, психологическое и иное давление на Дублин «усмирит» ирландцев.
Вероятно, эта линия станет основной для назначенного на четверг и пятницу саммита ЕС в Брюсселе. Показательна активность, синхронно предпринимаемая в пользу такого подхода Ангелой Меркель и Николя Саркози. Вчера бундесканцлерин обсуждала кризисную ситуацию ЕС в Гданьске с премьер-министром Польши Дональдом Туском.
В тот же день президент Франции прибыл в Прагу на встречу с Вышеградской группой в составе Польши, Венгрии и Словакии и Чехии. Среди них трудностей на саммите ЕС можно ожидать от последней. В Чехии сильны евроскептические настроения, а ирландское решение может затруднить процедуру парламентского одобрения Лиссабонского договора. К тому же чешский президент Вацлав Клаус не только приветствовал итоги ирландского референдума, назвав их «победой свободы и разума над искусственными элитарными проектами и европейской бюрократией». Он выразил убеждение, что продолжать процесс ратификации нельзя.
Удастся ли Франции и Германии отстоять свою позицию в этом вопросе – покажет саммит в Брюсселе. Несомненно лишь, что для Парижа ирландское «нет» особенно неприятно. С 1 июля к Франции переходит председательство в ЕС, амбициозной задачей которого было именно завершение процесса ратификации Лиссабонского договора и его вступление в силу 1 января 2009 года. Но теперь этот график под вопросом.