0
754
Газета В мире Интернет-версия

16.06.2008 00:00:00

Брюссель пытается спасти Лиссабонский договор

Тэги: лиссабонский договор, ес, ирландия


На этой неделе лидеры стран Евросоюза проведут консультации по поводу судьбы Лиссабонского договора, который представляет собой попытку обеспечить ЕС своего рода мини-Конституцией. Это связано с тем, что в минувший четверг население Ирландии – единственной страны, решившейся провести референдум по поводу договора, сказало ему «нет».

Ирландцы 53,4% голосов отвергли Лиссабонский договор. Тем самым они перечеркнули усилия 18 государств, уже ратифицировавших документ решениями парламентов. Этот провал отбрасывает Европейский союз далеко назад – не во времени, а в содержательном смысле: в 2005 год, когда сторонники единой Европы были вынуждены отказаться от плана придать европейской интеграции конституционную форму.

Однако последствия референдума могут оказаться далеко не такими очевидными, как его результат. Не исключено, что бюрократическая воля возобладает над демократическим выбором и реформа институтов в ее нынешнем виде все же будет завершена.

Причины поражения договора для многих остаются загадкой, ведь Ирландия – воплощенный успех европейской интеграции. Благодаря европейским трансфертам и субсидиям она за несколько десятилетий превратилась из аутсайдера в богатейшую страну, где ВВП на душу населения уступает лишь Люксембургу, достигая 146% от среднеевропейского уровня. Лиссабонский договор в Ирландии, похоже, пал жертвой «государственного пиара». Ирландский истеблишмент проигнорировал французский опыт, который показал, что общество, недовольное внутренней политикой властей, обязательно отыграется на европейских инициативах правительства. Вдобавок в самой Европе в последние месяцы слишком громко и часто повторяли, что Лиссабонский договор, по сути, остался той же самой Конституцией, которую в 2005 году торпедировали французы и голландцы. Ирландцы не захотели мириться с таким «вопиющим неуважением» к народной воле.

По иронии судьбы их решительное «нет» возымело обратный эффект, не только не ввергнув остальных европейцев в апатию или растерянность, но даже породив на континенте волну единения. Французский президент Николя Саркози в совместном заявлении с германским канцлером Ангелой Меркель назвал договор «крайне необходимым» для Европы и призвал «продолжить ратификацию договора с тем, чтобы ирландское «нет» не обернулось кризисом». Британский премьер Гордон Браун подтвердил свое намерение добиться ратификации текста договора в парламенте уже в ближайшую среду, невзирая на мнение соседей. Французский государственный секретарь по европейским делам Жан-Пьер Жуйе высказал уверенность в том, что «единственное приемлемое решение – скорое повторное голосование ирландцев», которые, кстати говоря, уже торпедировали Ниццкий договор в 2001 году, а спустя год изменили свое мнение в ходе нового референдума.

Вместе с тем невозможно отрицать, что ирландское волеизъявление загнало «строителей» единой Европы в тупик, где они уже несколько раз побывали и где им очень не хотелось очутиться вновь. Каким может оказаться сценарий выхода из ратификационного кризиса? Если исключить вероятность начала переговоров с чистого листа, наиболее вероятны два пути. В случае, когда диалог с ирландцами, на немедленном начале которого настаивает Жуйе, будет развиваться в позитивном ключе, не исключено, что после незначительной косметической правки текст договора в ближайшем времени будет повторно вынесен на национальный референдум. В последнее десятилетие этот способ преодоления кризисов получил в Европейском союзе повсеместное распространение: начиная с Маастрихтского договора, когда европейская интеграция вышла за пределы межправительственного сотрудничества, ни один договор (за исключением Амстердамского) не вступил в силу в срок и не был ратифицирован с первой попытки.

В случае, если повторный референдум в Ирландии не принесет нужного результата или же ирландское правительство займет непримиримую позицию по отношению к Лиссабонскому договору, вероятно масштабное политическое переформатирование интеграционного процесса, которое в итоге может привести к возрождению и воплощению давней идеи о «Европе двух скоростей». Шенгенское соглашение, зона евро, общая внешняя и оборонная политика давно превратились в своеобразные разграничительные барьеры, отделяющие государства, желающие пойти путем ускоренной и углубленной интеграции, от стран, стремящихся удостовериться в целесообразности этих шагов.

«Европа двадцати семи» неповоротлива, но в то же время не готова жертвовать всякий раз трудно достигаемым консенсусом. Ирландское «нет» вполне может стать катализатором этого процесса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
982
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
887
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1646
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
752

Другие новости